Сайт о пожарной технике и не только

 

История пожарной техники. Век ХХ.

 

Краткий путеводитель по пожарному делу> Пожарная техника > Автомобили > Специальные > Рукавные а втолестницы


Пожарные рукавные автомобили


Автофургон с рукавным прицепом. 
Конец 20-х.  Ленинград

Мир рукавных автомобилей разнообразен и история их берет свое начало в 20-х годах, в крупных гарнизонах пожарной охраны - Московском и Ленинградском. В основе идеи их постройки лежит очень простая мысль - запас рукавов потребный на крупном пожаре не может быть обеспечен силами прибывающих подразделений. И решили их доставлять к  месту вызова специальным транспортом. Вначале это были простые прицепы, затем - грузовые автомобили переоборудованные для перевозки рукавов или запасных рукавных катушек. Причем в комплект моделей времен войны входили такие редкие у пожарных предметы снаряжения, как бронещиты для прокладки рукавных линий подобстрелом. И лишь в 50-е годы на шасси  ЗИС-150 создаются специально оборудованные рукавные хода. Они начинают все шире использоваться гарнизонами,  начинается их серийное производство.
Широкое распространение получили автомобили на шасси ЗИС-151 и ЗИЛ-157. И в начале 70-х годов, на основе иностранного опыта, рождается новая идея - полностью перевести гарнизон на централизованное обслуживание. Самых больших успехов добился Калининский (ныне Тверской) гарнизон. В эти годы по гарнизонам СССР создаются специальные подразделения - рукавные базы.  Пожарные перестают обслуживать рукава, заниматься их мойкой, сушкой и испытанием. На большой пожар или в определенное время по пожарным частям курсируют специальные автомобили, называвшиеся по-разному: автомобили рукавного обеспечения -
АРО (Тверь), автомобили по доставке рукавов АДР (Архангельск), автомобиль рукавной базы  АРБ (Саранск)  и т.д. Они различны в деталях но похожи принципиально: шасси повышенной проходимости ЗИЛ-131, кузов их - это две тумбы по бортам со скатками сухих рукавов и длинный пустой пенал внутри без верхней крышки - для доставки на рукавную базу  замерзших и грязных рукавов, в навал. С началом перестройки процесс затухает и в 90-х годах замирает полностью. Хотя Тверской автомобиль АРО-1 находился в боевом расчете еще весной 2003 года. 
И еще один фактор обеспечивал массовость серийного выпуска рукавных автомобилей - с начала 60-х годов начинается серийный выпуск пожарных насосных станций. А по штатным расстановками и по тактическим особенностям применения
ПНС поступало в подразделение в комплекте с АР-2(131)-133.
Эксперименты с компановкой рукавными катушками и прочей эксцентрикой результатов не дали. Зато появился лафетный ствол. Со временем,  шасси сменилось на современное -
КамАЗ. Кузов стал более вместительным и эргономичным. Таков портрет  рукавного автомобиля ХXI века.


АРП-2,5(157) модель ПРМ-43 
Конец 50-х годов

Рукавный фургон  "Рено". 
Начало 30-х. Ленинград.

АР-2(157К) модель 121.
 Прилуки. С 1966 года.

Рукавный ход  Московского гарнизона пожарной охраны


Вариант компановки с катушками


 ЗИС-5 оборудованный в рукавный ход. 
Конец 30-х. Москва.

Автомобиль рукавной базы АРБ. Саранский гарнизон.
Начало90-х годов.

 ГАЗ-АА оборудованный в рукавный ход. 
Конец 30-х. Москва.

Автомобиль рукавного обеспечения АРО-1.
 Тверь. 2000-е годы

Рукавный ход Свердловского исполнения, аналог АР-2,3(150)

Классический
АР-2(131)модель 133. 
Прилуки. С 1970 года.

Серийный рукавник АР-1,9(150). Конец 50-х.

Прилукский вариант 
АР-2(43105) 
модель 215.


АР-1,6(63)
60-е годы.

Современный 
АР-2(43101) 
модель 538.
 Торжокского завода.
Вернуться на

Спец. ПА

27.02.04

   
 
Hosted by uCoz