Автофургон с
рукавным прицепом.
Конец 20-х. Ленинград |
Мир
рукавных автомобилей разнообразен и
история их берет свое начало в 20-х
годах, в крупных гарнизонах пожарной
охраны - Московском и Ленинградском. В
основе идеи их постройки лежит очень
простая мысль - запас рукавов
потребный на крупном пожаре не может
быть обеспечен силами прибывающих
подразделений. И решили их доставлять
к месту вызова специальным
транспортом. Вначале это были простые
прицепы, затем - грузовые автомобили
переоборудованные для перевозки
рукавов или запасных рукавных катушек.
Причем в комплект моделей времен
войны входили такие редкие у пожарных
предметы снаряжения, как бронещиты
для прокладки рукавных линий
подобстрелом. И лишь в 50-е годы на
шасси ЗИС-150 создаются специально
оборудованные рукавные хода. Они
начинают все шире использоваться
гарнизонами, начинается их
серийное производство.
Широкое распространение получили
автомобили на шасси ЗИС-151 и ЗИЛ-157. И в
начале 70-х годов, на основе
иностранного опыта, рождается новая
идея - полностью перевести гарнизон на
централизованное обслуживание. Самых
больших успехов добился Калининский (ныне
Тверской) гарнизон. В эти годы по
гарнизонам СССР создаются
специальные подразделения - рукавные
базы. Пожарные перестают
обслуживать рукава, заниматься их
мойкой, сушкой и испытанием. На
большой пожар или в определенное
время по пожарным частям курсируют
специальные автомобили, называвшиеся
по-разному: автомобили рукавного
обеспечения -
АРО (Тверь), автомобили
по доставке рукавов
АДР (Архангельск),
автомобиль рукавной базы АРБ
(Саранск)
и т.д. Они различны в деталях но похожи
принципиально: шасси повышенной
проходимости ЗИЛ-131, кузов их - это две
тумбы по бортам со скатками сухих
рукавов и длинный пустой пенал внутри
без верхней крышки - для доставки на
рукавную базу замерзших и грязных
рукавов, в навал. С началом
перестройки процесс затухает и в 90-х
годах замирает полностью. Хотя
Тверской автомобиль
АРО-1
находился в
боевом расчете еще весной 2003 года.
И еще один фактор обеспечивал
массовость серийного выпуска
рукавных автомобилей - с начала 60-х
годов начинается серийный выпуск
пожарных насосных станций. А по
штатным расстановками и по
тактическим особенностям применения
ПНС
поступало в подразделение в
комплекте с
АР-2(131)-133.
Эксперименты с компановкой рукавными
катушками и прочей эксцентрикой
результатов не дали. Зато появился
лафетный ствол. Со временем, шасси
сменилось на современное -
КамАЗ.
Кузов стал более вместительным и
эргономичным. Таков портрет рукавного автомобиля ХXI века.
|
АРП-2,5(157) модель ПРМ-43
Конец 50-х годов |