Сайт о пожарной технике и не только

 

История пожарной техники. Век ХХ.

 

Краткий путеводитель по пожарному делу> Пожарная техника > Автомобили > Специальные > Технической службы


Пожарные автомобили технической службы


Аварийный автомобиль.
Конец 20-х. 
Ленинград.

История подобных автомобилей начинается в конце 20-х годов. И их создание было вызвано проведением так называемых аварийных работ на пожаре. И прежде всего, связанных с подъемом разного рода тяжестей и перетаскивании их (что запрещеается кстати на гражданке). Другой вид деятельности - вскрытие проемов, конструкций. 
Ко дню юбилея Ленинградской пожарной команды  был выпущен универсальный вспомогательно-технический ход, сконструированный и оборудованный в мастерских пожарной команды. Автомобиль снабжался следующими устройствами: электростанцией с осветительными приборами, подъемным краном и приборами для работ с грузами, приборами для борьбы с обвалами, приспособлениями для отвода воды и приборами для связи. Все эти приспособления размещены на пятитонном шасси германской марки Н. А. Г. с 4-цилиндровым двигателем в 26 лошадиных сил.
В 30-е и 40-е годы создается масса всяког рода комбинированных автомобилей, которые честно говоря даже не знаешь куда приткнуить. Компрессорно- осветительный ход - типичный пример. Я считаю его прообразом будущих АТСО (автомобилей технической службы и освещения).
5 пневматических молотков, 320 м погонной длины воздушных шлангов, компрессор, 3 прожектора - это все на 4-х членов экипажа. Машина эксплуатировалась в Московском гарнизоне.
В 1960 году наступает эпоха ЗИЛ-157К, мощного (109 л.с) шасси повышенной проходимости. И Торжокского завода, который с начала выпуска автомобилей техслужбы так и не уступил никому пальму первенства, выпустив все советские модели такого типа. Модель ТА, прослужившая долгую и славную жизнь, имела полный вес в 7,5 т, вывозила на борту компрессор ЗИФ-55, подъемный кран-укосину грузоподъемностью 2 т, лебедку спереди. Все это могло преодалевать водные преграды глубиной до 85 см. Они выпускалсь на протяжении почти 10 лет большой партией и до сих пор в Твери можно встретить технически исправный АТ-2.
Ну как могли пройти конструктора мимо ЗИЛ-131? И
в 1971 году на свет появляетсяАТ-3(131) модель Т2. Как понятно из обозначения грузоподъемность крана возросла до 3 т, для его врашения использовался роликовый поворотный круг, аналогичный по конструкции поворотному основанию автолестниц АЛ-30(131). При работе крана в рабочее положение приводились задние аутригеры.Компрессор тот же ЗИФ-55, но теперь он может работать и на привод струйного дымососа.
На базе АТ-3(131) в начале 70-х годов создается Автомобиль технической службы, связи и освещеия АТСО-12(131). Убрали конструкцию крана, установили генератор
БСС-62-4, загрузили самым разным оборудованием: прожектора, УКВ радиостанции, усилитель, прожектора, дымосос, водозащитный брезент и три мешка с опилками, бензопила "Дружба"... Чего там только не было. И еще - трудно готовить экипаж такого автомобиля - бойцы должны были получать спец. удостоверения на право работы с таким разношерстным оборудованием.  По-видимому автомобиль серийным не стал -  вофициальных каталогах его характеристики отсутствуют. 
С 1978 года выпускается новый вариант АТСО, на шасси Урал-375, модель 114. Похожий по устройству на АТСО-12, но возвращается в добавок ко всему коленный стреловой кран и увеличивается мощность генератора.
В конце 70-х, начале 80-х годов в гарнизонах отказываются от перегруженных оборудованием  монстров, еще и кушающих бензин АИ-93. И создается ряд простых по устройству автомобилей как
компрессорные станции Московского, Воронежского и других  гарнизонов или Тверской автомобиль АТАС. Тогда же в специализированные части (например в Горьковский гарнизон) начинает поступать немец RW-2. По качественному оснащению конечно это был шок... Они служили долго - "Ивеко" надежное шасси. Отдельно я расскажу о нем  попозже.
В конце 20-го века подобную технику производили в г.Жуковский на машиностроительном заводе и фирма "Берег" (Павлово-посадский район), почемуто назвавшая его автомобиль тыла.

 


АТСО-20(375)
 мод. ПМ-114. 
1978 год.Торжок.

Компрессорно-осветительный  автомобиль. 
40-е годы. Москва.

RW-2 на шассси
"Iveco-Magirus"
Конец 70-х


АТ-2(157К) мод. ТА. 
1960 г. Торжок
Действующий экземпляр.


Автомобиль технический аварийно-спасательный
90-е годы. Тверь

АТ-3(131) мод. Т2
1971г. Торжок

АТСО-20(3205)
90-е годы. 
г. Жуковский
Московская обл.

АТСО-12(131)
конец 60-х годов.

АТ-8(4331)мод.001ПП
Начало ХХI века
Московская обл.


Пожарная
компрессорная станция.
Московский гарнизон.
90-е годы.


Автомобильная компрессорная станция АКС-5(131).
Воронежский гарнизон.
90-е годы.

Вернуться на

Спец. ПА

27.02.04

   
 
Hosted by uCoz