Сайт о пожарной технике и не только

 

История пожарной техники. Век ХХ.

 

Краткий путеводитель по пожарному делу> Пожарная техника > Автомобили > Специальные > Передвижные  стволы и водяные башни


Пожарные передвижные стволы и водяные башни


Передвижной пожарный лафетный ствол
 АС-65 (452Д) мод. 111
1967 год

Совершенно уникальный материал. когда я занялся этими автомобилями несколько лет назад, то не хотел им выделить даже отдельной странички. Так, мол, не характерно. Оказалось, что в СССР этот редкий вид автомобилей оставил свой след. 
Итак. В начале века, прежде всего в США, а потом и в Европе появляется новый вид пожарной техники - водяная башня. Изначально рассчитывали тушить с его помощью  здания повышенной этажности. Казалось все просто - простой механизм выдвижения, наличие мощных насосов - и пожар на высоте не страшен. Оказалось все не так просто. Обилие пролитой воды в здании становилось критической проблемой. И позднее эти автомобили применяются в основном для  тушения и охлаждения технологических объектов как правило или большой высоты (резервуары), или выделяющие большое количество тепла при горении (лесосклады). 
В
1931 году  в специальной литературе при описании наших недостатков вперые читаем, что "Наша отсталость в области пожарной авто-мото-техники наглядно характеризуется следующим. Несмотря на наличие городов с много­этажными зданиями, во всем Союзе имеется лишь одна автобашня (в Баку)". Такое вот замечание. И несмотря на то, что мир уходит от применения таких систем в жилом секторе, СССР обзаводится своими водяными башнями. И именно в крупных городах. В Москве появляется водяная башня фирмы "Макк". В специальной литературе фигурируют еще и башни "Пирш", но применялись ли они в СССР доподлинно неизвестно. 
Итак
"Макк". Питать его в рабочем положении должны были трм насоса ПМЗ-1. Башня могла вращаться на 360 град. вокруг своей оси и подниматься на 270 град. Экипаж был 5 человек. 90-сильный двигатель позволял 13 метровой конструкции довольно быстро двигаться по московским прямым и широким улицам. Кстати  бакинская модель была той же фирмы, что позволяет говорить о том, что в конце 30-х годов мы приобретали туже устаревшую технику.
В годы войны на московских улицах появляется еще одна телескопическая водяная башня на шасси
ГАЗ-АА. На этот раз отечественного, кустарного, производства. Ее появление в эти годы еще объяснимо - война. кого волнует пролитая вода при массовом применении зажигательных авиабомб? Она прослужила до конца 40-х годов.  Известно лишь, что выдвигалась она на 13 м и имела экипаж 6 человек. Четверо из которых выезжали в кузове.
Ну и в 70-е годы на волне создания опорных пунктов тушения крупных пожаров, в стране среди всякой экзотики типа пожарных подъемных кранов, цистерн на шасси "Белаз" и т.д. на редком шасси ЗИЛ-135 при непосредственном участии ВНИИПО создается последний вариант подобной техники. Служила она в
Балашихе. Кто знает ее судьбу - прошу поделиться.
История передвижных лафетных стволов уходит корнями в военные годы,  когда применение щитков для прокладки рукавных линий и на стволах было вынужденной мерой - приходилось тушить и боеприпасы и под огнем противника.  Позднее для тушения крупных пожаров  серийно выпускались две модели передвижных стволов:
АС-65 и возимый ПЛС-В60. Все остальное - гарнизонная самодеятельность. Щитки же применяются теперь в основном для защиты от теплового излучения пожара. 
История
СЛС-100 более трагична. 29 апреля из ВНИИПО МВД СССР по распоряжению Министра в г. Чернобыль автопоездом был отправлен экспериментальный образец самоходного лафетного ствола СЛС-100. Для его обслуживания на место выехала группа сотрудников. Перед ней была поставлена задача: разработать схемы подачи воды на охлаждение повреж­денного реактора, произвести расчет необходимых сил и средств.
Так как к моменту прибытия этой группы пожар на АЭС был ликвидирован, установка
СЛС-100 была поставлена в резерв. Часть группы сотрудников института занималась ее техническим обслуживанием, а руководитель группы консультировал представителей химической службы по вопросам применения пожарной техники для дезактивации местности специальными составами (!!!)
Так гласит официальная версия. На самом же деле в путаннице и неразберихе первых дней аварии кто-то предложил охлаждать открытую зону реактора водой. Именно для этих целей и прибыла группа. Были  проведены испытания на дальность подачи воды. К счастью, после недолгих раздумий от этой идеи отказались - хотя
ПНС-110 уже стояли на позициях и были проложены рукавные линии. В результате бессмысленного ожидания под стенами четвертого энергоблока, после замеров радиации на броне СЛС-100, превысившей все мыслимые нормы,  было принято решение о его захоронении. На этом история уникальной разработки заканчивается.
Я не могу рассказать обо всех модификациях подобной техники - ее слишком много. Последней  машиной подобного класса является разработка фирмы "СОПОТ" передвижного ствола "Пурга-90" на шасси "Газель". Кому есть чем поделиться - буду рад. Пишите.
А историю танка из г. Красноармейска Московской области я расскажу отдельно, так как имел к ней определенное касательство.


Водяная башня Макк
Конец 20-х годов
г. Баку

Возимый лафетный ствол ПЛС-В60
1966 год. г. Ливны

Водяная башня Макк
Конец 30-х годов
г. Москва

Самоходный лафетный ствол СЛС-100
Середина 70-х годов

Водяная башня 
на шасси ГАЗ-АА
40-е годы г. Москва


Самоходный ствол. Система 2023"Нона"
2001 год. 
г. Красноармейск

Последняя водяная башня СССР на шасси ЗИЛ-135
Конец 70-х годов
г.Балашиха

Современный  возимый лафетный ствол. 
Конец 90-х 
г. Чебоксары

Передвижная установка "Пурга-90"
Конец 90-х годов.
Санкт-Петербург
Вернуться на

Спец. ПА

          27.02.04

   
 
Hosted by uCoz