пожарной техники, пожарная охрана, пожаротушение, автомобили, история пожарной техники, пожаротушение., автомобили

 

 

Сайт о пожарной технике и не только

 

История пожарной техники. Век ХХ.

 

Краткий путеводитель по пожарному делу > Люди и пожары > Г.И.Лист


Г.И. Лист

Густав Иванович Лист - создатель первая добровольной пожарной команды России 
и лучшего дореволюционного противопожарного оборудования. 

Г.И. Лист

 

 

 

 

 

 

 

29 апреля 1863 г. в Москве открылась небольшая (15 рабочих) мастерская по произ­водству ручных пожарных труб. Руководил ею никому тогда в городе не ведомый молодой инженер Густав Иванович Лист. Механическая мастерская была создана им после долгих лет изучения основ заводского производства в Америке. Вернувшись в Россию, Густав Лист начал свою карьеру механиком на сахарном заводе в Воронежской губернии, где в 1856 г. построил свою первую пожарную трубу и оборудовал сельский пожарный обоз для тушения пожаров на территории завода и в окрестностях. Это была первая добровольная пожарная команда России. Уже в 1863 г. пожарные трубы механической мастерской Листа были удостоены золотой медали Русского Технического общества. В дальнейшем наградной список Густава Ивановича и его заводов стал весьма внушительным и насчитывал к 1914 г. почти шесть десятков только высших наград, тысячи благодарственных адресов, писем и свидетельств со всех концов мира. Так называемая сельскохозяйственная пожарная труба 1864 г. быстро завоевала известность как в Москве, так и за ее пределами. Установленная на скамейке с высокими ножками, с медными или чугунными цилиндрами, она весила около б пудов (96 кг) при производитель­ности до 11 ведер (135,3 л) воды в минуту. Успех ее был так велик, что вскоре мастерская не могла выполнять все получаемые на свою продукцию заказы, и фирма «Густав Лист» вынуждена была также ввозить пожарные трубы из Франции и Бельгии. Так, французская труба имела чугунные цилиндры, обложенные внутри латунью, резиновые шаровые клапаны, кожаные поршни. Колпак, цилиндры и поддон отливались из одного куска чугуна. Коромысло было деревянным. На трубе стояла марка «Густав Лист в Москве». Желая обеспечить минимум необходимого для пожарных труб ухода, Лист решительно отказывается от применения кожаных клапанов и поршней, заменяя их медными. (Такие клапаны легко вынимались ключами.) Колпак остался чугунным. Поддон и цилиндры делались из меди. В 1865 г. российское Мини­стерство финансов присудило трубам фирмы Листа сереб­ряную медаль. Разрушительный пожар не пощадил здания механической мастерской, и в 1872 г фирма «Густав Лист» построила боль­шое здание для завода на Софийской набережной, где и довела производство пожарных труб до 2000 шт в год. Выпущенные уже здесь трубы в 1878 г. были удостоены серебряной медали на Всемирной выставке в Париже. Росло число заказчиков молодой фирмы. Значительные партии труб поступили во все губернии европейской части России. Г. Лист лично выполнял обязанности коммивояжера, практически беспрерывно разъезжая по местам потенциальных заказов. В это время ему удалось потеснить иных производителей отечественных пожарных труб, таких, как братья Бутеноп, Трепке, Кожин, Мальцов, Челышев и Вюнтер, Гаккенталь, Ефремов, Стрементарев, Минимакс, Сонин, и стать практически единственным поставщиком. По некоторым оценкам, доля фирмы Листа в общем объеме выпуска достигала 55—60 %, его основного конкурента   Лангензиппена (Петербург) - 40-45 %. Остальные фирмы имели крайне незначительный сбыт. Прейскурант фирмы издания 70-х гг прошлого столетия отмечает «Все пожарные трубы завода перед поступлением их в продажу испытываются тщательнейшим образом. Вследствие этих тщательных испытаний и устранения кожаных клапанов. пожарные трубы завода всегда отличаются своей исправностью, что неоднократно было доказано даже при употреб­лении труб, лежавших упакованными в складах в течение двух лет и, несмотря на то, выдержавших всякую конкуренцию». 20 июля 1879 г были про­ведены сравнительные испыта­ния пожарных насосов фирм Трепке, Мальцева, Кожина и Листа. «Земледельческая газета» писала:    « ..Насколько насос Листа был хорошо выполнен, настолько насосы Кожина и Трепке были плохи. Так, например, у насоса Трепке, несмотря на присутствие воздушной камеры, струя выбрасывалась толчками, и надо было употребить много усилия, чтобы удержать брандспойт в руках. В насосе же Кожина воздушная камера совершенно отсутствует, а цилиндры не отлиты из меди, а спаяны из листовой латуни. Клапаны в насосах Листа металлические, а равно и поршни, а в насосах Кожина поршни деревянные, обитые кожею или пенькою. Насосы, представленные Листом, служили наглядным  доказательством важности     специализации производства пожарных насосов. Насосы Листа безусловно не имеют достойных себе конкурентов во внутренней России». С 1882 г фирма «Густав Лист» получает право изображать на своих изделиях и вывесках Государственный герб России, а в 1892 г. ей присуждается высшая награда на Всероссийской пожарной выставке и высшая премия Военного министерства. В 1890 г завод фирмы в Москве приступает к выпуску первых в России паровых пожарных труб и вплоть до 1913 г. является их монопольным производителем в стране. Комиссия Главного штаба Военного министерства в 1892 г.  отметила, что «паровые пожарные насосы, изготовляемые заводом «Густав Лист», удовлетворяют всем условиям, требуемым от рационально проектированной машины, действующей паром. Комиссией особенное внимание обращено на выставленную сорокасильную паровую пожарную трубу с 3 вертикальными паровыми и 3 вертикальными водяными цилиндрами, как наиболее полезную в применении для арсеналов, заводов и больших складов Военного ведомства: «…при неоднократном действии с целью испытания ее получение пара оказалось очень быстрое, не долее 10-15 мин, струи воды, которые выбрасывает паровая труба, сильные, ровные, достигающие высоты 18 саженей (38,4048 м), и в течение всех проб каких-либо неисправностей, отказа или замедления в работе трубы комиссией не замечено». С 1896 г. на изделиях фирмы «Густав Лист» помещается и второй герб России. Через шесть лет на Международной Пожарной выставке в Берлине листовская продукция после конкурсного сравнительного испытания получает высшую награду - Большую золотую медаль. В 1898 г. в Москве за Бутырской заставой вступает в строй новый завод фирмы К 1913 г. было выпущено 83 000 пожарных труб разных конструкций,   годовое производство в среднем достигало 3500 штук. На заводах фирмы работало до 1300 человек. Московский    брандмайор полковник В Лихтанский в 1899 г сообщал на завод: « Ручные пожарные трубы разных типов, приобретенные из Вашего завода для Московской пожарной команды, неоднократно были в действии, причем целесообразность и преимущества их устройства вполне подтвердились как в отношении конструктивных деталей, тщательной сборки всех частей и прочности, так и в отношении удобства при работе и силы действия».  К 300-летию Дома Романовых (1913 г.) фирма подошла в расцвете мощи, совершенстве технической мысли, готовности и далее вносить вклад в развитие отечественного пожарного дела Но 17 февраля этого года неожиданно скончался ее основатель — Густав Иванович Лист. Использование пожарных автомобилей стало встречать различные бюрократические препоны. Известен факт, что в 1914 году завод Густава Листа, специализирующийся на производстве пожарной техники, предложил поставить безвозмездно в одну из пожарных частей Петрограда пожарный автообоз при условии: если в течение года он докажет свою пригодность и экономичность, то город обязан купить все автомобили пожарного обоза, оплатив заводу все расходы. В обоз входил комплект машин - автонасос, линейка, мехлестница.  Городская управа предложение завода отвергла, ссылаясь на то, что "Петроград еще не созрел для пожарных автомобилей".
Его детища, московские заводы фирмы, после переворота
1917 г были приведены в долговременный упадок. При большевиках Бутырский завод получил название «Борец», а Софийский — «Красный факел».

ой техники, пожарная охрана, пожаротушение, автомобили, история пожарной техники

Вернуться

Люди и пожары
 

   
История пожарной техники, пожарная охрана, пожаротушение, автомобили, история пожарной техники, пожаротушение., автомобили
Hosted by uCoz