1.Современная
классификация, обозначения и
сокращения.
2.Структура
обозначений пожарных автомобилей.
3.Главные параметры, определяющие
функциональное назначение ПА,
4. Примеры условных
обозначений.
С момента выпуска
первых советских пожарных
автомобилей система классификации
пожарных автомобилей была на
редкость не удобна. Ну, представьте
себе, что Вам говорит название ПМЗ-16
или ПМГ-6. Что это? Автонасосы?
Автоцистерны? Аэродромные
автомобили или это автомобили
пенного тушения? Что такое 16 и 6 и в
чем разница буквосочетаний ПМГ и
ПМЗ? А означало это только то, что ПМГ
- это пожарная машина Горьковского
автозавода, а ПМЗ - Завода им.Сталина,
а потом завода им. Лихачева. А цифра -
номер модели. Не буду утруждать Ваше
внимание полным описанем каждой
цифры в классификации - листая
странички энциклопедии Вы их найдете.
До 1960 года я буду указывать название
автомобиля как это было принято
тогда (ПМЗ-17, ПМГ-20 и т.д.)
В
1960 году технический
совет ГУПО рассмотрел и утвердил
разработанную ЦНИИПО систему
условных обозначений (классификацию)
пожарных автомобилей, выпускаемых
заводами противопожарного
оборудования. Инерционность
мышления профессионалов была сильна
и еще лет 5 для оперативных целей
применялась старая классификация. В
основу новой классификации была
положена оперативно-тактическая
характеристика машин:
-
назначение (автонасос,
автоцистерна и т. п.),
- производительность насоса в литрах
в секунду,
- длина в
метрах (для автомеханической лестницы
в выдвинутом положении),
- запас рукавов в тысячах метров (для
рукавного автомобиля),
- мощность генератора в киловаттах (для
автомобиля связи и освещения),
- система привода (для
автомеханической лестницы:
Р —
ручной,
М —
механический,
Г —
гидравлический).
Помимо
этого, в условном обозначении
отражены проходимость автомобиля (П
— повышенная проходимость),
климатический район, в котором он
может быть использован (С — машина
для северных районов, Т — для районов
с тропическим климатом), марка шасси
и номер модели.
Вот
как, например, расшифровывается
обозначение автомашины АХП-2,4
(157) Модель
16:АХП
—
автомобиль химического пенного
тушения;
2,4 —количество
вывозимого пенопорошка в тоннах;
157 —
марка шасси (ЗИЛ-157);
16
—
порядковый номер модели. В
оперативной работе и оперативной
документации применяется
сокращенное обозначение: АХП-2,4.
Еще
один пример. Сокращенное условное
обозначение АЦП-30(157)
расшифровывается так: АЦ —
автоцистерна; П — повышенной
проходимости; 30 —
производительность насоса в л/сек, 157
-шасси (ЗИЛ-157)
И
вот наступил 1997 год.
С вступлением в силу
НПБ-163-97 (Норм пожарной безопасности
№ 167) началась новая эра в
обозначении типов пожарных
автомобилей. Итак, как это
выглядит сегодня для основных
пожарных автомобилей.
Цитируем НПБ-163-97:
КЛАССИФИКАЦИЯ,
ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
1.
Основные пожарные автомобили (ПА) в
зависимости от типа вывозимых
огнетушащих веществ (ОТВ) и способа
их подачи классифицируются на
следующие типы:
АЦ
- автоцистерны пожарные,
АП
- автомобили порошкового
тушения пожарные,
АПТ - автомобили
пенного тушения пожарные;
АКТ
-
автомобили комбинированного
тушения пожарные,
АГТ - автомобили
газового тушения пожарные;
АГВТ
- автомобили газоводяного
тушения пожарные,
АА - автомобили
аэродромные пожарные;
АПП
- автомобили первой помощи
пожарные;
АНР
- автомобили насосно-рукавные
пожарные;
ПНС
- пожарная насосная станция;
АВД
- автомобили с насосом высокого
давления пожарны |
В
зависимости от преимущественного
использования основные ПА
подразделяются на автомобили
общего применения - для тушения
пожаров в городах и населенных
пунктах (АЦ, АНР АВД, АПП) и
автомобили целевого применения -
для тушения пожаров на нефтебазах,
предприятиях лесоперерабатывающей,
химической, нефтехимической,
нефтеперерабатывающей
промышленности, в аэропортах и на
других специальных объектах (АА ,
АПТ, АГВТ, ПНС, АКТ, АП, АП")
2.
Обозначения ПА должны иметь
следующую структуру:
|
3. В качестве главных параметров,
определяющих функциональное
назначение ПА, используются:
-
АЦ,
АПТ, АА-
вместимость цистерны для
воды или раствора
пенообразователя, м3
-
АКТ,
АНР-
вместимость пенного бака,
м3
-
АП,
АКТ- масса
вывозимого порошка, кг
-
АГТ-
масса огнетушащего газа,
кг
-
АНР,АВД-
подача насоса при
номинальном числе
оборотов, л/с
-
АВД-
напор насоса при
номинальном числе
оборотов, м вод. ст
-
АГВТ-
суммарный расход
газоводяной смеси через
насадки, кг/с
|
|
4.
Примеры условных обозначений
Пример
1- АЦ 3.0-40/4 (4331) модель ХХХ-ХХ.
Автоцистерна
пожарная с цистерной вместимостью 3 м3,
комбинированным насосом с подачей 40 (ступень
нормального давления) и 4 л/с (ступень
высокого давления) на шасси ЗИЛ-4331,
первая модернизация модели XXX,
модификация XX (с комбинированным
насосом).
Пример 2: АП 4000-80 (4310) модель ХХХ-ХХ.
Автомобиль
порошкового тушения с массой
вывозимого порошка 4000 кг и расходом
лафетного ствола 80 кг/с на шасси
КамАЗ 4310, вторая модификация XX модели
XXX.
Пример 3: АПТ 6,3-40 (5557) модель XXX.
Автомобиль пенного
тушения с цистерной для пенообразователя
вместимостью 6,3 м3 на шасси "Урал
5557" и насосом с подачей 40 л/с,
модель XXX.
Пример 4: АКТ2,0/2000-40/ВО (4310) модель XXX.
Автомобиль
комбинированного тушени» на шасси
КамАЗ с цистерной для воды или
раствора пенообразователя
вместимостью 2,0 м3, массой
вывозимого порошка 2000 кг, насосом с
подачей 40 л/с и расходом порошкового
лафетного ствола 60 кг/с, модель XXX.
Во
всех приведенных примерах при
серийном производстве в
обозначениях ПА должен быть отражен
номер ГОСТа или технических
условий, оформленных
в соответствии
с ГОСТ.
Вот
так.
|