Сайт о пожарной технике и не только

 

История пожарной техники. Век ХХ.

 

Краткий путеводитель по пожарному делу > Разные-разности > Красно-белый цвет

Красно-белый цвет

Система классификации пожарных автомобилей


1.Современная классификация, обозначения и сокращения.
2.Структура обозначений пожарных автомобилей. 
3.Главные параметры, определяющие функциональное назначение ПА, 
4. Примеры условных обозначений. 

С момента выпуска первых советских пожарных автомобилей система классификации пожарных автомобилей была на редкость не удобна. Ну, представьте себе, что Вам говорит название ПМЗ-16 или ПМГ-6. Что это? Автонасосы? Автоцистерны? Аэродромные автомобили или это автомобили пенного тушения? Что такое 16 и 6 и в чем разница  буквосочетаний ПМГ и ПМЗ? А означало это только то, что ПМГ - это пожарная машина Горьковского автозавода, а ПМЗ - Завода им.Сталина, а потом завода им. Лихачева. А цифра - номер модели. Не буду утруждать Ваше внимание полным описанем каждой цифры в классификации - листая странички энциклопедии Вы их найдете. До 1960 года я буду указывать название автомобиля как это было принято тогда (ПМЗ-17, ПМГ-20 и т.д.)

В 1960 году технический совет ГУПО рассмотрел и утвердил разработанную ЦНИИПО систему условных обозначений (классификацию) пожарных автомобилей, выпускаемых заводами противопожарного оборудования. Инерционность мышления профессионалов была сильна и еще лет 5 для оперативных целей применялась старая классификация. В основу новой классификации была положена оперативно-тактическая характеристика машин:

- назначение   (автонасос,   автоцистерна и т. п.),
- производительность насоса в литрах в секунду,
- длина в метрах (для автомеханической ле­стницы в выдвинутом положении),
- запас рукавов в тысячах метров (для рукавного автомобиля),
- мощность генератора в киловаттах (для автомобиля связи и освещения),
- система привода (для автомеханической лестницы: 

  Р
— ручной, 
  М
— механический, 
  Г
— гидравлический).

Помимо этого, в условном обозначении отражены проходимость автомобиля (П — повышенная проходимость), климатический район, в котором он может быть использован (С — машина для северных районов, Т — для районов с тропическим климатом), марка шасси и номер модели.

Вот как, например, расшифровывается обозначение автомашины АХП-2,4 (157) Модель 16:АХП — автомобиль химического пенного тушения;
  2,4
—количество вывозимого пенопорошка в тоннах; 
 
157 — марка шасси (ЗИЛ-157); 
 
16   — порядковый номер модели. В оперативной работе и оперативной документации применяется сокращенное обозначение: АХП-2,4.

Еще один пример. Сокращенное условное обо­значение АЦП-30(157) расшифровывается так: АЦ — автоцистерна; П — повышенной проходимости; 30 — производительность насоса в л/сек, 157 -шасси (ЗИЛ-157)

И вот наступил 1997 год. С вступлением в силу НПБ-163-97 (Норм пожарной безопасности № 167) началась новая эра в обозначении типов пожарных автомобилей. Итак, как  это выглядит сегодня для основных пожарных автомобилей.
 Цитируем НПБ-163-97:

 КЛАССИФИКАЦИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
1. Основные пожарные автомобили (ПА) в зависимости от типа вывозимых огнетушащих веществ (ОТВ) и способа их подачи классифицируются на следующие типы:

АЦ - автоцистерны пожарные,
АП - автомобили порошкового тушения пожарные,

АПТ
- автомобили пенного тушения пожарные;
АКТ - автомобили комбинированного тушения пожарные,
АГТ
- автомобили газового тушения пожарные;
АГВТ - автомобили газоводяного тушения пожарные,
АА
- автомобили аэродромные пожарные;
АПП - автомобили первой помощи пожарные;
АНР - автомобили насосно-рукавные пожарные;
ПНС - пожарная насосная станция;
АВД - автомобили с насосом высокого давления пожарны

В зависимости от преимущественного использования основные ПА подразделяются на автомобили общего применения - для тушения пожаров в городах и населенных пунктах (АЦ, АНР АВД, АПП) и автомобили целевого применения - для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности, в аэропортах и на других специальных объектах (АА , АПТ, АГВТ, ПНС, АКТ, АП, АП")

2. Обозначения ПА должны иметь следующую структуру:

   3. В качестве главных параметров, определяющих функциональное назначение ПА, используются:

  • АЦ, АПТ, АА- вместимость цистерны для воды или   раствора пенообразователя, м3  

  • АКТ, АНР- вместимость пенного бака, м3  

  • АП, АКТ- масса вывозимого порошка, кг 

  • АГТ- масса огнетушащего газа, кг 

  • АНР,АВД- подача насоса при номинальном числе оборотов, л/с  

  • АВД- напор насоса при номинальном числе оборотов, м   вод. ст 

  • АГВТ- суммарный расход газоводяной смеси через насадки,   кг/с 

 

4. Примеры условных обозначений

Пример 1- АЦ 3.0-40/4 (4331) модель ХХХ-ХХ. Автоцистерна пожарная с цистерной вместимостью 3 м3, комбинированным насосом с подачей 40 (ступень нормального давления) и 4 л/с (ступень высокого давления) на шасси ЗИЛ-4331, первая модернизация модели XXX, модификация XX (с комбинированным насосом).
Пример 2: АП 4000-80 (4310) модель ХХХ-ХХ
.
Автомобиль порошкового тушения с массой вывозимого порошка 4000 кг и расходом лафетного ствола 80 кг/с на шасси КамАЗ 4310, вторая модификация XX модели XXX. 
Пример 3: АПТ 6,3-40 (5557) модель XXX.
Автомобиль пенного тушения с цистерной для пенообра­зователя вместимостью 6,3 м3 на шасси "Урал 5557" и насосом с подачей 40 л/с, модель XXX.

Пример 4: АКТ2,0/2000-40/ВО (4310) модель XXX
.
Автомобиль комбинированного тушени» на шасси КамАЗ с цистерной для воды или раствора пенообразователя вместимостью 2,0 м3, массой вывозимого порошка 2000 кг, насосом с подачей 40 л/с и расходом порошкового лафетного ствола 60 кг/с, модель XXX.
Во всех приведенных примерах при серийном производстве в обозначениях ПА должен быть отражен номер ГОСТа или технических  условий,  оформленных  в соответствии  с ГОСТ.

Вот так. 

 
Вернуться

Разные-разности

                                              

   
 
заработать на букмекерских вилках
Hosted by uCoz