СП
|
В
начале 30-х годов сначала
за океаном, в США, а затем и в
Советской России определились, что в
условиях такого пожара авиация может
нести три основных функции:
разведывательную, транспортную и
пожаротушительную. Первые опытные
работы по воздушной охране лесов и
точному определению очагов пожара
были проведены летом
1931 года на
самолетах типа
У-2 (в будущем - ПО-2).
Полеты проводились в Горьковской
области. На площади около 1,5 млн. га
было обнаружено 14
лесных пожаров. Работы продолжились
с новой энергией. Одновременно очень
привлекательной казалась идея
непосредственного тушения пожаров с
самолета. Предусматривались два
способа: создание заградительных
полос посредством разбрызгивания с
самолета химических растворов,
приостанавливающих движение огня,
или сбрасывание огнетушительных
авиационных бомб. Для создания
заградительных полос применялись
самолеты У-2
и А-П (СП).
Полезная нагрузка для них составляла
174 кг
для У-2
и 270 кг
для А-П (СП).
В фюзеляже самолета устанавливался
бак-разбрызгиватель. Раствор
выбрасывался через трубу, загнутую
назад в сторону хвоста. Такая
конструкция трубы предохраняла
самолет от забрызгивания раствором.
Емкость бака для раствора у наиболее
грузоподъемного А-П
(СП)
составляла всего
200 л и
обеспечивала создание
заградительной полосы длиной всего
75—100 м.
Разве сопоставимы подобные цифры с
площадями даже небольших лесных
пожаров? Да еще в сложных
метеоусловиях, например, при сильном
ветре?
Были не менее интересные попытки
тушения лесных и степных пожаров
посредством сбрасывания авиабомб,
начиненных огнетушащим раствором и
снабженных стабилизатором. Не смотря
на абсурдность идеи, были проведены
даже натурные испытания, показавшие
низкую эффективность подобных
конструкций, прежде всего вследствие
сравнительно небольшого радиуса
действия и трудности попадания бомбы
точно в цель. В 1936
году
был образован Всесоюзный трест
лесной авиации «Лесавиа».
В том же году созданы первые 4
авиаотряда
- по Горьковской, Архангельской,
Пермской областям и Красноярскому
краю, оснащенных самолетами
У-2. Тогда
же появились первые парашютисты –
пожарные, принявшие «боевое крещение»
в борьбе с лесными пожарами
около населенного пункта Красноборск
Архангельской области.
Самолет брал на борт всего двух
человек: лётчика-наблюдателя и
парашютиста-пожарного. Авиаотряды
впоследствии преобразовались в базы
авиационной охраны лесов, во главе с
Центральной авиабазой,
осуществляющей общее руководство
авиабазами на территории СССР. В
1940 году в
стране насчитывалось 70
парашютистов-пожарных.
Патрулированием лесных массивов
занимались 110
самолётов
У-2.
После окончания Великой
Отечественной войны работы по
тушению лесных пожаров были
продолжены. В
1946 году
была восстановлена парашютно-пожарная
служба. Хотя самолеты ПО-2
продолжали использоваться до
середины 50-х годов,
сразу после войны были продолжены
работы по созданию новых образцов
авиационной техники. Выходным днем 31
августа 1947
г. летчик Н.
П. Володин
с Новосибирского аэродрома поднял в
воздух первый
опытный АН-2,
самолет на следующие 45 лет
определивший лицо советской малой
авиации. Самолет поступил в
эксплуатацию в августе 1948 г и
впоследствии выпускался в 16
модификациях. Всего было выпущено
около 15,5 тысяч машин. С
1952 года
АН-2 стал
активно использоваться для
патрулирования местности с
парашютистами на борту и
десантировании их при обнаружении
пожара. Для этих целей широко
использовалась модель АН-2П-
основная модель общего назначения,
рассчитанная на 12 пассажиров или 1240
кг груза.Учитывая особенности
российских просторов, отсутствие в
глубинке подготовленных взлетно-посадочных
полос, обратились к другому
техническому решению к появлению в
1964 году
пожарной модели АН-2ПП,
способной поднять 1240
л воды в
своих емкостях. Примерно в тоже время
в небо взмыл АН-2Л
- лесопожарный вариант,
снабженный грузом химикалий в
стеклянных контейнерах под крыльями
и фюзеляжем.
Вспомнили и о транспортной функции
пожарной авиации. Для быстрой
доставки, высадки подразделений
авиапожарной службы использовались
самолеты типа ИЛ-14,
АН-24 и АН-26.
Стала возможной доставка к местам
лесных пожаров и высадка команд
парашютистов-пожарных численностью -
20 -30
человек с
полным снаряжением и средствами
пожаротушения, способных
самостоятельно решать поставленные
перед ними задачи по тушению лесных
пожаров. Для управления тушением
пожара на всех подобных самолетах
стали устанавливать пожарные
звукоусилительные станции ПЗУ-
68.
Основные разработки по данному
направлению в 80-х
годах проводились АНТК
им. O.K. Антонова. Старичок
АН-2 к этому времени
уже выработал свой ресурс и
большинство самолетов этого типа
фактически простаивало. И на смену
ему пришел самолет
Ан-3,
созданный на базе серийного самолета
Ан-2.
Он сохранил хорошие летно-технические
характеристики предшественника,
простоту эксплуатации и высокую
надежность. Возросла до 1800 кг
грузоподъемность, улучшилась
конструкция навесного оборудования.
В борьбу с лесными пожарами вступили
самолеты нового поколения.
АНТК им. O.K. Антонова на основе
серийного транспортного самолета Ан-26
был создан пожарный
самолет. Конструкторы изменили
конструкцию путем установки двух
внешних выливных устройств (баков) с
системы управления.
4 тонны
огнетушащего состава он выбрасывает
на очаг пожара всего за 2
секунды. На борту
вывозятся 10 стокилограмовых
упаковок пожарного снаряжения,
необходимое оборудование
и до 30 пожарных – десантников. В
начале 90-х годов
на Украине для целей пожаротушения
стал использоваться самолет АН-32П,
переоборудованный из транспортной
модели. Испытания показали, что с
полной заправкой огнетушащим
составом двух баков, общей емкостью
восемь тонн на скорости 240-260 км/ч,
распыляя состав с
40-50 м,
самолет позволял создавать
защитную полосу длиной 120-160
м и шириной 10-35
м.
Два подобных самолета
использовались для тушения
высокогорного лесного пожара
неподалеку от Ялты в
1993 году. Было
совершено около 100
вылетов.
В
1992 году
берет начало биография авиации МЧС
России. Именно тогда был создан
Государственный центральный
аэромобильный отряд на оснащение
которого поступили первые самолеты и
вертолеты МЧС. С
1999 по
2001 год
авиацией МЧС России освоены
технологии тушения пожаров с
применением самолетов ИЛ-76ТД.
Эти самолеты оборудованные
выливными авиационными приборами
ВАП-2,
применяются для тушения или
уменьшения скорости распространения
фронта открытых (лесных) пожаров
путем воздействия на горящую кромку
или создания перед ней
заградительных полос. Прибор
ВАП-2
предназначен для
слива огнегасительной жидкости
(воды или реагента) из двух жестко
соединенных между
собой резервуаров цилиндрической
формы и агрегатов для заправки и
слива воды (или реагента). Рассчитан
на заправку 42
тыс. литров воды
или других огнетушащих растворов.В
конце 90-х годов
в лидеры строительства
противопожарных самолетов вышел
Таганрогский авиационно-технический
комплекс им. Г.М. Бериева. Широко
эксплуатируются две модели – Бе-12П-200
и Бе-200П.
Принципиально эти самолеты очень
похожи. БЕ-12П-200
прошел испытания в
1996 году. В
режиме глиссирования самолет
заправлял свои шеститонные емкости
водой за
14-16 секунд,
в том числе и на волне высотой до
0,8 м. И
расставался с ней менее чем за
1,5 секунды. Следующие пять лет он успешно
эксплуатировался на тушении лесных
пожаров в
Краснодарском и Хабаровском краях,
Ивановской и Ростовской областях, на
Ставрополье. Силовая установка и
конструкция турбовинтовых
двигателей АИ-20Д
позволяет эксплуатировать самолет в
жарких климатических
условиях -
при температуре воздуха до +45
0С.
Противопожарный
самолет БЕ-200П,
построенный в
1997 году
одна из четырех модификаций БЕ-200,
способен взять на борт до 12
тонн воды.
Забор воды осуществляется также
как и у БЕ-12П-200
в режиме глиссирования всего за
12 секунд.
Самолет очень экономичен – за одну
заправку топлива он способен
обрушить на очаг пожара 320
тонн воды. |
АН-3
|