Сайт о пожарной технике и не только

 

История пожарной техники. Век ХХ.

 

Краткий путеводитель по пожарному делу > Пожарная техника > Пожарная авиация > Пожарные самолеты

Пожарные самолеты


СП

В начале 30-х годов сначала за океаном, в США, а затем и в Советской России определились, что в условиях такого пожара авиация может нести три основных функции: разведывательную, транспортную и пожаротушительную. Первые опытные работы по воздушной охране лесов и точному определению очагов пожара были проведены летом 1931 года на самолетах типа У-2 (в будущем - ПО-2). Полеты проводились в Горьковской области. На площади около 1,5 млн. га было обнаружено 14 лесных пожаров. Работы продолжились с новой энергией. Одновременно очень привлекательной казалась идея непосредственного тушения пожаров с самолета. Предусматривались два способа: создание заградительных полос посредством разбрызгивания с самолета химических растворов, приостанавливающих движение огня, или сбрасывание огнетушительных авиационных бомб. Для создания заградительных полос применялись самолеты У-2 и А-П (СП). Полезная нагрузка для них составляла 174 кг для У-2 и 270 кг для А-П (СП). В фюзеляже самолета устанавливался бак-разбрызгиватель. Раствор выбрасывался через трубу, загнутую назад в сторону хвоста. Такая конструкция трубы предохраняла самолет от забрызгивания раствором. Емкость бака для раствора у наиболее грузоподъемного А-П (СП)  составляла всего 200 л и обеспечивала создание заградительной полосы длиной всего 75—100 м. Разве сопоставимы подобные цифры с площадями даже небольших лесных пожаров? Да еще в сложных метеоусловиях, например, при сильном ветре? 
Были не менее интересные попытки тушения лесных и степных пожаров посредством сбрасывания авиабомб, начиненных огнетушащим раствором и снабженных стабилизатором. Не смотря на абсурдность идеи, были проведены даже натурные испытания, показавшие низкую эффективность подобных конструкций, прежде всего вследствие сравнительно небольшого радиуса действия и трудности попадания бомбы точно в цель. В
1936 году  был образован Всесоюзный трест лесной авиации «Лесавиа».  В том же году созданы первые 4 авиаотряда - по Горьковской, Архангельской, Пермской областям и Красноярскому краю, оснащенных самолетами У-2. Тогда же появились первые парашютисты – пожарные, принявшие «боевое крещение» в борьбе с лесными пожарами  около населенного пункта Красноборск Архангельской области.  Самолет брал на борт всего двух человек: лётчика-наблюдателя и парашютиста-пожарного. Авиаотряды впоследствии преобразовались в базы авиационной охраны лесов, во главе с Центральной авиабазой, осуществляющей общее руководство авиабазами на территории СССР. В 1940 году в стране насчитывалось 70 парашютистов-пожарных. Патрулированием лесных массивов занимались 110 самолётов  У-2. После окончания Великой Отечественной войны работы по тушению лесных пожаров были продолжены. В 1946 году была восстановлена парашютно-пожарная служба.  Хотя самолеты ПО-2 продолжали использоваться до середины 50-х годов, сразу после войны были продолжены работы по созданию новых образцов авиационной техники. Выходным днем 31 августа 1947 г. летчик Н. П. Володин с Новосибирского аэродрома поднял в воздух  первый опытный АН-2, самолет на следующие 45 лет определивший лицо советской малой авиации. Самолет поступил в эксплуатацию в августе 1948 г и впоследствии выпускался в 16 модификациях. Всего было выпущено около 15,5 тысяч машин. С 1952 года АН-2 стал активно использоваться для патрулирования местности с парашютистами на борту и десантировании их при обнаружении пожара. Для этих целей широко использовалась модель АН-2П- основная модель общего назначения, рассчитанная на 12 пассажиров или 1240 кг груза.Учитывая особенности российских просторов, отсутствие в глубинке подготовленных взлетно-посадочных полос, обратились к другому техническому решению к появлению в 1964 году пожарной модели  АН-2ПП, способной поднять 1240 л воды в своих емкостях. Примерно в тоже время в небо взмыл АН-2Л -  лесопожарный вариант, снабженный грузом химикалий в стеклянных контейнерах под крыльями и фюзеляжем.
Вспомнили и о транспортной функции пожарной авиации. Для быстрой доставки, высадки подразделений авиапожарной службы использовались самолеты типа
ИЛ-14, АН-24 и АН-26. Стала возможной доставка к местам лесных пожаров и высадка команд парашютистов-пожарных численностью - 20 -30 человек с полным снаряжением и средствами пожаротушения, способных самостоятельно решать поставленные перед ними задачи по тушению лесных пожаров. Для управления тушением пожара на всех подобных самолетах стали устанавливать пожарные звукоусилительные станции ПЗУ- 68.

Основные разработки по данному направлению
в 80-х годах проводились
АНТК им. O.K. Антонова. Старичок АН-2 к этому времени уже выработал свой ресурс и большинство самолетов этого типа фактически простаивало. И на смену ему пришел самолет Ан-3, созданный на базе серийного самолета Ан-2. Он сохранил хорошие летно-технические характеристики предшественника, простоту эксплуатации и высокую надежность. Возросла до 1800 кг грузоподъемность, улучшилась конструкция навесного оборудования. В борьбу с лесными пожарами вступили самолеты нового поколения.
АНТК им. O.K. Антонова на основе серийного транспортного самолета
Ан-26 был создан пожарный самолет. Конструкторы изменили конструкцию путем установки двух внешних выливных устройств (баков) с системы управления.
            4 тонны огнетушащего состава он выбрасывает на очаг пожара всего за 2 секунды. На борту вывозятся 10 стокилограмовых упаковок пожарного снаряжения, необходимое оборудование  и до 30 пожарных – десантников. В начале 90-х годов на Украине для целей пожаротушения стал использоваться самолет АН-32П, переоборудованный из транспортной модели. Испытания показали, что с полной заправкой огнетушащим составом двух баков, общей емкостью восемь тонн на скорости 240-260 км/ч, распыляя состав с 40-50 м,  самолет позволял создавать защитную полосу длиной 120-160 м и шириной 10-35 м.  Два подобных самолета использовались для тушения высокогорного лесного пожара неподалеку от Ялты в 1993 году. Было совершено около 100 вылетов.
В 1992 году берет начало биография авиации МЧС России. Именно тогда был создан  Государственный центральный аэромобильный отряд на оснащение которого поступили первые самолеты и вертолеты МЧС.  С 1999 по 2001 год авиацией МЧС России освоены технологии тушения пожаров с применением  самолетов ИЛ-76ТД. Эти самолеты оборудованные выливными авиационными приборами ВАП-2, применяются для тушения или уменьшения скорости распространения фронта открытых (лесных) пожаров путем воздействия на горящую кромку или создания перед ней заградительных полос. Прибор ВАП-2 предназначен  для слива огнегасительной жидкости  (воды или реагента) из двух жестко соединенных  между собой резервуаров цилиндрической формы и агрега­тов для заправки и слива воды (или реагента). Рассчитан на заправку 42 тыс. литров воды или других огнетушащих растворов.В конце 90-х годов  в лидеры строительства противопожарных самолетов вышел Таганрогский авиационно-технический комплекс им. Г.М. Бериева. Широко эксплуатируются две модели – Бе-12П-200 и Бе-200П. Принципиально эти самолеты очень похожи. БЕ-12П-200 прошел испытания в 1996 году. В режиме глиссирования самолет заправлял свои шеститонные емкости водой за 14-16 секунд, в том числе и на волне высотой до 0,8 м. И расставался с ней менее чем за 1,5 секунды.  Следующие пять лет он успешно эксплуатировался на тушении лесных пожаров  в Краснодарском и Хабаровском краях, Ивановской и Ростовской областях, на Ставрополье. Силовая установка и конструкция турбовинтовых двигателей АИ-20Д позволяет эксплуатировать самолет в жарких  климатических условиях  - при температуре воздуха до +45 0С.
Противопожарный самолет БЕ-200П, построенный в 1997 году одна из четырех модификаций БЕ-200, способен взять на борт до 12 тонн воды. Забор воды осуществляется также  как и у БЕ-12П-200 в режиме глиссирования всего за 12 секунд. Самолет очень экономичен – за одну заправку топлива он способен  обрушить на очаг пожара 320 тонн воды. 


АН-3


АН-2

БЕ-12П

АН-26П

БЕ-200


АН-32П


Ил-76-ТД

 


Полную версию моей статьи "Крылатые огнеборцы" читай в ЖПД.

Иностранная техника
 Вернуться на

Пожарная авиация

                                                        

   
 
Hosted by uCoz