Сайт о пожарной технике и не только

 

История пожарной техники. Век ХХ.

 

Краткий путеводитель по пожарному делу > Пожарная техника > Мотопомпы 

Мотопомпы

Мотопомпа СМ-2

История отечественных мотопомп берет свое начало как и положено всему новому и передовому - в Германии. 
Первые появившиеся бензиновые двигатели начинали устанавливаться не на привод колес, а на привод насоса. 
Еще в начале века было создано довольно много моделей бензомоторных труб, как называли тогда мотопомпу. Но уже тогда суть их многообразия сводилась к трем позициям: легкие, средние и тяжелые. Легкие переносились двумя пожарными, средние транспортировались на повозках, автомобилях, но к месту пожара доставлялись как и положено - руками. Мотопомпы тяжелого типа буксировались  к месту пожара транспортным средством.
Первой попыткой механизировать отечественное пожарное дело в сельской местности можно считать создание на ленин­градском заводе "Промет" переносных пожарных мотопомп.  Вес мотопомпы в готовности составлял 145 кг Она была смонтирована на носилках и могла переноситься или перево­зиться на любом транспорте. Она не отличаясь принципиально от лучших образцов Запада.
До войны выпускались также мотопомпы сельского и промышленного типов. В послевоенный период выпуску новых пожарных мотопомп стало уделяться большее внимание. В начале выпускали переносные мотопомпы М-600 и прицепные М-1200 (ММ-1200), а в конце 60-х годов был освоен выпуск переносных мотопомп М-800 производительностью 800 л/мин и прицепных мотопомп МП-1400 производительностью 1400 л/мин. Рост производительности остановился на  1600 л/мин. (модель МП-1600, 1970 год), обеспечиваемых двигателем ЗМЗ-24-01 мощностью до 85 л.с.
 
Выпускались мотопомы морского исполнения.  Вначале 70-х годов конструкторы Ливенского завода противопожарного оборудования разработал новую пожарную переносную мотопомпу МП-800. Она выгодно отличалась от выпускавшейся до тех пор мотопомпы М-600 более совершенной компановкой узлов и агрегатов выполненных из легких сплавов с лучшими техническими данными. Повышенные эксплуатационные качества МП-800 по сравнению с М-600 обусловлены прежде всего использованием более мощного (20 л.с.) двухцилиндрового двигателя. Вместо пластинчатого вакуум-насоса устанавливавшегося ранее, мотопомпа МП-800 была оборудована газоструйным вакуум-насосом). 
С развалом СССР основные производители мотопомп остались на Украине. И количество мотопомп в России резко пошло на убыль. Старые ломались и списывались. Оставшиеся сохраняли в основном для спортивных целей.  А импортные образцы очень дороги, хотя по экономичности, по производительности они оставили далеко позади все отечественные образцы. Преимущества  применения заставляют по-прежнему комплектовать ими самую современную пожарную и спасательную технику. 
Они по-прежнему применяются при тушении лесных пожаров, для заполнения водяных емкостей пожарных вертолетов, приспособленной сельскохозяйственной техники и транспортных автоцистерн, используемых для подачи воды к месту пожара. Мотопомпы входят в комплект оборудования пожарных поездов.


Мотопомпа МЛАЗ-1Б

Мотопомпа СМ-700

Мотопомпа МП-800А

Мотопомпа М-300

Мотопомпа М-1200

Мотопомпа М-600

Мотопомпа МП-1400

Мотопомпа МП-13

Мотопомпа МП-1600

*Почта:
fire01@narod.ru

                                                        

   
 
Hosted by uCoz