пожарной техники, пожарная охрана, пожаротушение, автомобили, история пожарной техники, пожаротушение., автомобили

 

 

Сайт о пожарной технике и не только

 

История пожарной техники. Век ХХ.

 

 

Краткий путеводитель по пожарному делу
 
Пожарное 
депо
Пожарная 
техника
Пожарное
оборудование
Мои
 публикации
Мир
пожарных

Актуальные проблемы промышленной безопасности

31.05.2004 III Всероссийская конференция "Актуальные проблемы промышленной безопасности: от проектирования до страхования", проходившая в Санкт-Петербурге 26-27 мая под эгидой Городского центра экспертиз (ГЦЭ), вышла на международный уровень. По словам Александра Москаленко, президента группы ГЦЭ, в конференции 2005 года уже изъявили желание участвовать представители Финляндии и Великобритании. Чем объясняется популярность, казалось бы, специфического, рассчитанного на достаточно узкий круг технических специалистов, мероприятия? Актуальностью обсуждаемой темы и возможностью его участникам поделиться практическим опытом.
Тема конференции была и остается одной из наиболее актуальных в промышленности. Здесь много спорных и сложных вопросов, касающихся обоснования принятия организационно-технических и технологических решений, от которых зависит техногенная и экологическая безопасность. Конечно, невозможно свести риски промышленных катастроф к нулю. Однако можно добиться их существенного снижения: обеспечить надежность работы техники, обеспечить защиту населению и персоналу на случай чрезвычайной ситуации. Какими способами и методами? Это предмет дискуссий, развернувшихся на конференции.
В Петербург съехались представители более 50 крупнейших промышленных предприятий России, а также 3 проектных организаций Украины. Среди них - "Норильский никель", "Уралтрансгаз", "Каспийгазпром", "Ямалгазинвест", дочерние общества "Лукойла", ЮКОСа, РАО "ЕЭС России" и "ЮжНИИгипрогаз".
Александр Москаленко не ошибался, когда в преддверии конференции говорил, что она является плацдармом для обмена опытом. Ведь зачастую специалисты предприятий не знают, что происходит у соседей, а потому "изобретают велосипед" там, где существуют обкатанные модели управления промышленной безопасностью.

Падение аварийности в СЗФО
За последние шесть лет в топливно-энергетическом комплексе США и Европы произошло более тридцати очень крупных аварий, нанесших ущерб на сумму более 50 миллионов долларов каждая. Одна только авария на НПЗ в Тулузе обошлась в 2 миллиарда долларов. Причем, три четверти этой суммы составил ущерб не самого предприятия, а третьих лиц.
В Северо-Западном федеральном округе России ситуация с авариями на промышленных объектах за последние четыре года резко изменилась к лучшему. Об этом сообщил заместитель начальника управления Северо-Западного регионального центра МЧС по защите Андрей Маслов. В 2000 году было около тысячи чрезвычайных ситуаций (из них львиная доля - техногенные), в 2001 – 360, в 2002 – 250, в 2003 – около двухсот. По анализу специалистов МЧС, происходит это, в первую очередь, за счет обновления основных фондов в промышленности. Однако, не везде и не всегда. К примеру, на газопроводах число аварий, после падения в 1997-99 годах, начало опять расти. В первую очередь, из-за того, что более половины трубопроводов прослужило уже более двадцати лет. А возраст старения для газовых труб считается тридцать лет. К 2014 году таких газопроводов у нас окажется свыше 70 процентов. Понятно, что старые трубы рвутся чаще. Среди причин аварий треть – это коррозия труб. Которая, правда, определяется не только возрастом, но и материалами и техническими решениями, использовавшимися при строительстве.
При этом, несмотря на общее снижение числа аварий, увеличивается ущерб, наносимый каждой чрезвычайной ситуацией. В связи с этим полковник Маслов подчеркнул важность учета статистики и прогнозов аварийности, основанных на математических расчетах риска, уже на стадии технико-экономических обоснований.

Чаще подводит арматура
Надо отметить, что обсуждение докладов превратилось в жаркую дискуссию. Так, например, полемика развернулась вокруг сообщения одного из независимых производителей газа, об аварийной ситуации на месторождении, грозившей вылиться в глобальную экологическую и социальную катастрофу, если бы не своевременные действия персонала. На предприятии отказала задвижка на фонтанной арматуре. Выяснилось, что у предприятия нет разрешения надзорных органов на эксплуатацию арматуры. На конференции нашлись и сторонники, и противники вины предприятия в случившемся. Экспертиза, которую проводил "Городской центр экспертиз", обнаружила и другие нарушения, среди которых - заводской дефект, ошибки проектировщиков, поставивших оборудование, не соответствующее техническим условиям.


Как отметил вице-президент ГЦЭ Андрей Каменский: "Не следует искать стрелочника. Не для этого мы собрались. А для того, чтобы не допустить подобных нарушений в будущем. Пусть этот "разбор полета" станет ценным уроком для каждого из нас".
Интересны данные Центрального конструкторского бюро арматуростроения, по которым в 80% случаев аварий причиной послужил выход из строя арматуры.

Страхование ответственности
Как отметили все участники конференции, та страховка, которую выплачивают при аварии, редко покрывает сумму ущерба. Специалисты СОГАЗа привели пример, когда в результате разлива конденсата на трубопроводе ущерб был определен в 15 миллионов рублей, а застрахована ответственность была лишь на 7 миллионов. То есть, последствия техногенных катастроф ни для предприятия, ни для окружающих из страховых сумм не покрываются.
Почти каждое второе выступление затрагивало тему страхования. Страхование гражданской ответственности при работе на опасных объектах - один из самых болезненных вопросов, решаемых на предприятии. Напомним, что законодательно закреплены минимальные суммы страхования, не обеспечивающие реального страхового покрытия в случае аварии. Представитель "Уралтрансгаза", выступив из зала, отметил прямую заинтересованность предприятия в уходе от "галочного" выполнения буквы закона и добровольном страховании ответственности с учетом возможного, а не минимального ущерба. Его полностью поддержал Владимир Житков, начальник департамента комплексных страховых программ группы СОГАЗ, подкрепивший свои слова примерами дочерних обществ "Газпрома", для которых сейчас проводится оценка рисков. "Понятна заинтересованность страховщиков в увеличении страховых сумм, но для некоторых предприятий, страхование на сумму реального ущерба – это путь к экономии, - говорит Александр Москаленко. – Мы сталкивались со случаями, когда предприятия значительно переплачивали страховым компаниям из-за незнания потенциальных рисков, невозможности оценить их, спрогнозировать масштабы возможных последствий".
Итак, государственные нормативы по идентификации опасных объектов, от которой зависят размеры лимита гражданской ответственности, не идеальны. Более того, в мае произошли изменения, вызвавшие всплеск недоумения и негодования со стороны производственников. Если утрировать, то по новым правилам, участок трубы может быть разбит на несколько и рассмотрен как несколько опасных объектов.

Петиция властям
По этому вопросу на конференции вынесена резолюция направить от имени ее участников обращение в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору с просьбой пересмотреть измененные нормативы. "Наше предложение – либо вернуться к предыдущим правилам идентификации, - говорит Александр Москаленко, либо выпустить два документа, регламентирующих отдельно процедуру определения типа опасности объекта, отдельно устанавливающий суммы страхования".

Подводя итоги работы III Всероссийской конференции "Актуальные проблемы промышленной безопасности: от проектирования до страхования", Александр Москаленко отметил, что ее популярность из года в год растет. Прибавляется количество участников, ширится география охвата, что является признаком востребованности. Следующая встреча специалистов по промышленной безопасности и охране труда запланирована на апрель-май 2005 года. Г-н Москаленко говорит, что конференция обещает стать международной, в ней примут участие представители Финляндии и Великобритании./www.iamik.ru/


Люди и пожары Наш 
фотоальбом
История и награды Книги по теме Разные-разности

История пожарной техники, пожарная охрана, пожаротушение, автомобили, история пожарной техники

þНачало

þСпасибо

þНовости

þСсылки

þОтзывы

þО сайте

þАвтор

þПоиск

þСобытия

*Почта:
fire01@narod.ru

                                                     Предложения по сотрудничеству

   
История пожарной техники, пожарная охрана, пожаротушение, автомобили, история пожарной техники, пожаротушение., автомобили
Hosted by uCoz