Сайт о пожарной технике и не только

 

История пожарной техники. Век ХХ.

 

Краткий путеводитель по пожарному делу> Пожарная техника > Автомобили > Специальные > Автомобили газодымозащитной службы


Автомобили газодымозащитной службы

Автомобиль ГДС на шасси ЗИС-5
середина 30-х годов
г. Москва

Газодымозащитная служба - старейшее изобретение пожарной охраны. Всегда в ее  рядах  находились самые сильные и наиболее подготовленные. Сначала это были просто отдельные личности, но скоро стало ясно - работать в наиболее экстремальных условиях - задымлении, высокой температуре, да еще и спасать кого-то или тушить пожар способен не каждый. А еще на смену шланговым пришли противогазы изолирующего действия, что не только сделало газодымозащитника свободным, но и  выдвинуло совершенно новые требования к поведению подобного рода спасателей в не пригодной для дыхания среде. Это должна была быть одна команда наиболее подготовленных и умелых. А соответственно и выезжать она должна была отдельно на наиболее сложные пожары где не требовалась храбрость, а требовалось мастерство.
В середине 30-х годов в больших гарнизонах появляются первые автомобили газодымозащитной службы - сначала они назывались "автомобили ГДС". Шасси
ЗИС-5, открытая кабина, но уже закрытая крышей - таков внешний вид первых таких автомобилей. на пожар вывозятся не только изолирующие противогазы КИП-3, и  снаряжение для них, фонари, шанцевый инструмент, но и так называемые дыморефулеры с рукавами - по нашему - дымососы. И интереснейшая штука того времени - аппараты искуственного дыхания типа "Инхабад". На автомобиле выезжало 10 человек, включая командира и водителя, что составляло 2 так называемых "звена".
Прошла война, суть газодымозащитной службы не изменилась - изменилась лишь техника. Автомобиль получил кузов закрытого типа и более мощные дымососы. Выпускались они как на отечественных шасси
ЗИС-5, ГАЗ-АА, автобусах ГАЗ 03-30, ЗИС-8 и ЗИС-16, так и на трофейных, например "Мерседес-Бенц" Московского гарнизона.  В конце 40-х годов в крупных гарнизонах появляются даже передвижные базы - мастерские по обслуживанию нескольких звений ГДЗС при работе на крупных пожарах. Автомобили ГДЗС даже делят по тоннажу -  малого и среднего. Для облегчения кузова автомобиля начинают применяться прицепы с дымососами и их арматурой.
В середине 50-х годов появляется первый специально спроектированный автомобиль газодымозащитной службы. Красивый как и все специальные автомобили на шасси
ЗИС-150. Электросиловая установка, трансформаторы, прожекторы, дымосос и электропилы. Подобный автомобиль по оснащению ближе даже к автомобилям технической службы. И применение его на пожаре конечно же облегчало тушение.
С появлением
ЗИЛ-164 оснащение автомобиля не меняется - меняется лишь шасси.  надо заметить, что все их производство до данного момента носит  исключительно кустарный характер, на основе технических частей и мастерских гарнизонов. Производители не торопятся выпускать такую необходимую  технику и она остается единичной. Москва, Ленинград, Киев...
С появлением ЗИЛ-130 происходит переоснащение автомобилей, увеличивается
с 3 до 5 количество прожекторов, они комплектуются 2 дымососами осевого типа, более современным оборудованием. Пройдя заново все пути самодельного творчества, уже при активном участии ВНИИПО начинается выпуск первой серийной модели АГ-12(130)-198, наиболее массового автомобиля подобного типа. Взяв за основу стандартный кузов автонасоса модели 127, автомобиль комплектуется всем необходимым для работы звеньев ГДЗС: запасом  кислородных балончиков, регенеративных патронов. дымососами  ПД-14 с приводом от бензомоторной пилы "Дружба", элетрозащитными средствами, ранцевой автогенорезательной установкой, сигнально-переговорными устройствами и  инструментом с электроприводом.
В последствии для их изготовления широко применялись автобусные шасси
ПАЗ-672, а в последние годы и ПАЗ-3205 (Жуковский машиностроительный завод). Комплектация принципиально не менялась. Сейчас они выпускаются на современном шасси ЗИЛ - "Бычках". Но  встретить их опять же  можно только в крупных городах.


Автомобиль ГДЗС 
на  шасси ЗИЛ-130
60-е годы
г. Ленинград

Автомобиль ГДС на шасси ЗИС-5
40-е годы
г. Москва

АГ-12(130) 
60-е годы

Автомобиль ГДЗС на трофейном шасси
конец 40-х годов
г. Москва

АГ-12(130) мод.198 
70-е годы

Автомобиль ГДЗС на  шасси ЗИС-150
50-е годы

Автомобиль ГДЗС 
на  шасси ПАЗ-3205
90-е годы
г. Жуковский

Автомобиль ГДЗС на  шасси ЗИЛ-164
50-е годы

Современные автомобили ГДЗС 
на  шасси ЗИЛ-43362
90-е годы

Автомобиль ГДЗС АГ-20
на  шасси ЗИЛ-5301
Московский гарнизон.
90-е годы

Автомобиль-база ГДЗС
 на  шасси ЗИЛ-5301СС.
АБГ-3(5301)
50-е годы
Вернуться на

Спец. ПА

27.02.04

   
 
Hosted by uCoz