Автомобиль ГДС на шасси ЗИС-5
середина 30-х годов
г. Москва |
Газодымозащитная
служба - старейшее изобретение
пожарной охраны. Всегда в ее
рядах находились самые сильные и
наиболее подготовленные. Сначала это
были просто отдельные личности, но
скоро стало ясно - работать в
наиболее экстремальных условиях -
задымлении, высокой температуре, да
еще и спасать кого-то или тушить
пожар способен не каждый. А еще на
смену шланговым пришли противогазы
изолирующего действия, что не только
сделало газодымозащитника свободным,
но и выдвинуло совершенно новые
требования к поведению подобного
рода спасателей в не пригодной для
дыхания среде. Это должна была быть
одна команда наиболее
подготовленных и умелых. А
соответственно и выезжать она должна
была отдельно на наиболее сложные
пожары где не требовалась храбрость,
а требовалось мастерство.
В середине 30-х годов в больших
гарнизонах появляются первые
автомобили газодымозащитной службы -
сначала они назывались "автомобили
ГДС". Шасси ЗИС-5, открытая кабина,
но уже закрытая крышей - таков
внешний вид первых таких автомобилей.
на пожар вывозятся не только
изолирующие противогазы КИП-3, и
снаряжение для них, фонари, шанцевый
инструмент, но и так называемые
дыморефулеры с рукавами - по нашему -
дымососы. И интереснейшая штука того
времени - аппараты искуственного
дыхания типа "Инхабад". На
автомобиле выезжало 10 человек,
включая командира и водителя, что
составляло 2
так
называемых "звена".
Прошла война, суть газодымозащитной
службы не изменилась - изменилась
лишь техника. Автомобиль получил
кузов закрытого типа и более мощные
дымососы. Выпускались они как на
отечественных шасси ЗИС-5,
ГАЗ-АА, автобусах ГАЗ 03-30, ЗИС-8
и ЗИС-16,
так и на трофейных, например "Мерседес-Бенц"
Московского
гарнизона. В конце 40-х годов в
крупных гарнизонах появляются даже
передвижные базы - мастерские по
обслуживанию нескольких звений ГДЗС
при работе на крупных пожарах.
Автомобили ГДЗС даже делят по
тоннажу - малого и среднего. Для
облегчения кузова автомобиля
начинают применяться прицепы с
дымососами и их арматурой.
В середине 50-х годов появляется
первый специально спроектированный
автомобиль газодымозащитной службы.
Красивый как и все специальные
автомобили на шасси ЗИС-150.
Электросиловая установка,
трансформаторы, прожекторы, дымосос
и электропилы. Подобный автомобиль
по оснащению ближе даже к
автомобилям технической службы. И
применение его на пожаре конечно же
облегчало тушение.
С появлением ЗИЛ-164
оснащение автомобиля не меняется -
меняется лишь шасси. надо
заметить, что все их производство до
данного момента носит
исключительно кустарный характер, на
основе технических частей и
мастерских гарнизонов.
Производители не торопятся
выпускать такую необходимую
технику и она остается единичной.
Москва, Ленинград, Киев...
С появлением ЗИЛ-130 происходит
переоснащение автомобилей,
увеличивается с
3 до 5
количество прожекторов, они
комплектуются 2
дымососами осевого типа, более
современным оборудованием. Пройдя
заново все пути самодельного
творчества, уже при активном участии
ВНИИПО начинается выпуск первой
серийной модели АГ-12(130)-198,
наиболее массового автомобиля
подобного типа. Взяв за основу
стандартный кузов автонасоса модели
127, автомобиль комплектуется всем
необходимым для работы звеньев ГДЗС:
запасом кислородных балончиков,
регенеративных патронов.
дымососами ПД-14
с приводом от бензомоторной пилы "Дружба",
элетрозащитными средствами,
ранцевой автогенорезательной
установкой, сигнально-переговорными
устройствами и инструментом с
электроприводом.
В последствии для их изготовления
широко применялись автобусные шасси ПАЗ-672,
а в последние годы и ПАЗ-3205
(Жуковский машиностроительный завод).
Комплектация принципиально не
менялась. Сейчас они выпускаются на
современном шасси ЗИЛ - "Бычках".
Но встретить их опять же можно
только в крупных городах. |
Автомобиль ГДЗС
на шасси ЗИЛ-130
60-е годы
г. Ленинград |