Аварийный
автомобиль.
Конец 20-х.
Ленинград. |
История
подобных автомобилей начинается в
конце 20-х годов. И их создание было
вызвано проведением так называемых
аварийных работ на пожаре. И прежде
всего, связанных с подъемом разного
рода тяжестей и перетаскивании их (что
запрещеается кстати на гражданке).
Другой вид деятельности - вскрытие
проемов, конструкций.
Ко
дню юбилея Ленинградской пожарной
команды был выпущен
универсальный вспомогательно-технический
ход, сконструированный и
оборудованный в мастерских
пожарной команды. Автомобиль
снабжался следующими устройствами:
электростанцией с осветительными
приборами, подъемным краном и
приборами для работ с грузами,
приборами для борьбы с обвалами,
приспособлениями для отвода воды и
приборами для связи. Все эти
приспособления размещены на
пятитонном шасси германской марки
Н. А. Г. с 4-цилиндровым
двигателем в 26
лошадиных
сил.
В 30-е и 40-е годы создается масса
всяког рода комбинированных
автомобилей, которые честно говоря
даже не знаешь куда приткнуить.
Компрессорно- осветительный ход -
типичный пример. Я считаю его
прообразом будущих АТСО (автомобилей
технической службы и освещения). 5
пневматических молотков, 320
м
погонной длины воздушных шлангов,
компрессор, 3 прожектора - это все на
4-х членов экипажа. Машина
эксплуатировалась в Московском
гарнизоне.
В 1960
году
наступает эпоха ЗИЛ-157К,
мощного (109
л.с)
шасси повышенной проходимости. И
Торжокского завода, который с
начала выпуска автомобилей
техслужбы так и не уступил никому
пальму первенства, выпустив все
советские модели такого типа.
Модель ТА, прослужившая долгую и
славную жизнь, имела полный вес в
7,5 т,
вывозила на борту компрессор
ЗИФ-55,
подъемный кран-укосину
грузоподъемностью 2
т,
лебедку спереди. Все это могло
преодалевать водные преграды
глубиной до 85 см. Они выпускалсь на
протяжении почти 10 лет большой
партией и до сих пор в Твери можно
встретить технически исправный АТ-2.
Ну как могли пройти конструктора
мимо ЗИЛ-131? И
в 1971 году
на свет появляетсяАТ-3(131) модель Т2.
Как понятно из обозначения
грузоподъемность крана возросла до
3 т, для его врашения использовался
роликовый поворотный круг,
аналогичный по конструкции
поворотному основанию автолестниц АЛ-30(131).
При
работе крана в рабочее положение
приводились задние аутригеры.Компрессор
тот же ЗИФ-55, но теперь он может
работать и на привод струйного
дымососа.
На базе АТ-3(131) в начале 70-х годов
создается Автомобиль технической
службы, связи и освещеия АТСО-12(131).
Убрали конструкцию крана,
установили генератор БСС-62-4,
загрузили самым разным
оборудованием: прожектора, УКВ
радиостанции, усилитель, прожектора,
дымосос, водозащитный брезент и три
мешка с опилками, бензопила "Дружба"...
Чего там только не было. И еще -
трудно готовить экипаж такого
автомобиля - бойцы должны были
получать спец. удостоверения на
право работы с таким разношерстным
оборудованием. По-видимому
автомобиль серийным не стал -
вофициальных каталогах его
характеристики отсутствуют.
С 1978
года
выпускается новый вариант АТСО, на
шасси Урал-375, модель 114. Похожий по
устройству на АТСО-12, но
возвращается в добавок ко всему
коленный стреловой кран и
увеличивается мощность генератора.
В конце 70-х, начале 80-х годов в
гарнизонах отказываются от
перегруженных оборудованием
монстров, еще и кушающих бензин АИ-93.
И создается ряд простых по
устройству автомобилей как компрессорные
станции Московского, Воронежского и
других гарнизонов или Тверской
автомобиль
АТАС.
Тогда же в специализированные части
(например в Горьковский гарнизон)
начинает поступать немец RW-2.
По качественному оснащению конечно
это был шок... Они служили долго - "Ивеко"
надежное шасси. Отдельно я расскажу
о нем попозже.
В конце 20-го века подобную технику
производили в г.Жуковский на
машиностроительном заводе и фирма
"Берег" (Павлово-посадский
район), почемуто назвавшая его
автомобиль тыла.
|
АТСО-20(375)
мод. ПМ-114.
1978 год.Торжок. |