Передвижной
пожарный лафетный ствол
АС-65 (452Д) мод. 111
1967 год |
Совершенно
уникальный материал. когда я занялся
этими автомобилями несколько лет
назад, то не хотел им выделить даже
отдельной странички. Так, мол, не
характерно. Оказалось, что в СССР
этот редкий вид автомобилей оставил
свой след.
Итак. В начале века, прежде всего в
США, а потом и в Европе появляется
новый вид пожарной техники - водяная
башня. Изначально рассчитывали
тушить с его помощью здания
повышенной этажности. Казалось все
просто - простой механизм выдвижения,
наличие мощных насосов - и пожар на
высоте не страшен. Оказалось все не
так просто. Обилие пролитой воды в
здании становилось критической
проблемой. И позднее эти автомобили
применяются в основном для
тушения и охлаждения
технологических объектов как
правило или большой высоты (резервуары),
или выделяющие большое количество
тепла при горении (лесосклады).
В 1931 году
в специальной литературе при
описании наших недостатков вперые
читаем, что "Наша
отсталость в области пожарной авто-мото-техники
наглядно характеризуется следующим.
Несмотря на наличие городов с многоэтажными
зданиями, во всем Союзе имеется лишь
одна автобашня (в Баку)". Такое
вот замечание. И несмотря на то, что
мир уходит от применения таких
систем в жилом секторе, СССР
обзаводится своими водяными башнями.
И именно в крупных городах. В Москве
появляется водяная башня фирмы
"Макк".
В специальной литературе фигурируют
еще и башни "Пирш",
но применялись ли они в СССР
доподлинно неизвестно.
Итак "Макк".
Питать его в рабочем положении
должны были трм
насоса ПМЗ-1.
Башня могла вращаться на 360
град. вокруг своей оси
и подниматься на
270 град.
Экипаж был 5
человек. 90-сильный
двигатель позволял 13
метровой конструкции довольно
быстро двигаться по московским
прямым и широким улицам. Кстати
бакинская модель была той же фирмы,
что позволяет говорить о том, что в
конце 30-х годов мы приобретали туже
устаревшую технику.
В годы войны на московских улицах
появляется еще одна телескопическая
водяная башня на шасси ГАЗ-АА.
На этот раз отечественного,
кустарного, производства. Ее
появление в эти годы еще объяснимо -
война. кого волнует пролитая вода при
массовом применении зажигательных
авиабомб? Она прослужила до конца 40-х
годов. Известно лишь, что
выдвигалась она на 13
м и имела
экипаж 6
человек. Четверо из которых выезжали
в кузове.
Ну и в 70-е годы на волне создания
опорных пунктов тушения крупных
пожаров, в стране среди всякой
экзотики типа пожарных подъемных
кранов, цистерн на шасси "Белаз"
и т.д. на редком шасси ЗИЛ-135 при
непосредственном участии ВНИИПО
создается последний вариант
подобной техники. Служила она в Балашихе.
Кто знает ее судьбу - прошу
поделиться.
История передвижных лафетных
стволов уходит корнями в военные
годы, когда применение щитков для
прокладки рукавных линий и на
стволах было вынужденной мерой -
приходилось тушить и боеприпасы и
под огнем противника. Позднее для
тушения крупных пожаров серийно
выпускались две модели передвижных
стволов: АС-65
и возимый ПЛС-В60.
Все остальное - гарнизонная
самодеятельность. Щитки же
применяются теперь в основном для
защиты от теплового излучения пожара.
История СЛС-100
более трагична. 29
апреля из
ВНИИПО
МВД СССР по
распоряжению Министра в г. Чернобыль
автопоездом был отправлен
экспериментальный образец
самоходного лафетного ствола СЛС-100.
Для его обслуживания на место
выехала группа сотрудников. Перед
ней была поставлена задача:
разработать схемы подачи воды на
охлаждение поврежденного реактора,
произвести расчет необходимых сил и
средств.
Так как к моменту прибытия этой
группы пожар на АЭС был ликвидирован,
установка СЛС-100
была поставлена в резерв. Часть
группы сотрудников института
занималась ее техническим
обслуживанием, а
руководитель группы консультировал
представителей химической службы по
вопросам применения пожарной
техники для дезактивации местности
специальными составами (!!!).
Так гласит официальная версия. На
самом же деле в путаннице и
неразберихе первых дней аварии кто-то
предложил охлаждать открытую зону
реактора водой. Именно для этих целей
и прибыла группа. Были проведены
испытания на дальность подачи воды. К
счастью, после недолгих раздумий от
этой идеи отказались - хотя ПНС-110
уже стояли на позициях и были
проложены рукавные линии. В
результате бессмысленного ожидания
под стенами четвертого энергоблока,
после замеров радиации на броне СЛС-100,
превысившей
все мыслимые нормы,
было
принято решение о его захоронении. На
этом история уникальной разработки
заканчивается.
Я не
могу рассказать обо всех
модификациях подобной техники - ее
слишком много. Последней машиной
подобного класса является
разработка фирмы "СОПОТ"
передвижного ствола
"Пурга-90"
на шасси "Газель".
Кому есть чем поделиться - буду рад.
Пишите.
А
историю танка из г.
Красноармейска Московской области
я расскажу отдельно, так как имел к
ней определенное касательство. |
Водяная башня Макк
Конец 20-х годов
г. Баку |