Первая советская мотодрезина |
Подобная
техника должна была применяться на
подъездных путях крупных станций и
предприятий имеющих густую
железнодорожную сеть, где обычный
пожарный поезд оказывался
громоздким и не поворотливым. Или где
его использование для тушения малого
пожара было не эффективным. В силу
сложности забора воды с
железнодорожный путей обязательным
становилось наличие на такой технике
емкостей с водой.Первый пожарный
авто-вагон был изготовлен
в мастерских пожарной охраны
Московско-Киевской железной дороги 15
мая 1928 года.
Автовагон был оборудован мотором
Митчель мощностью 60 л.с., имел коробку
скоростей, шасси и дифференциал
трехтонного автомобиля «Уайт»,
широко распространенного шасси тех
лет. Предварительное испытание на
пробег в 900 км дало очень хорошие
результаты. Уже к концу года
автовагон находился в боевом расчете
на станции Брянск.
В самом начале 30-х годов годы пожарной
командой завода «Красный путиловец»
(в будущем – Кировский завод) был
изготовлен еще один вариант
автодрезины. Она имела лучшие
тактические характеристики: 2 бака
общей емкостью 6000 литров и
центробежный насос
производительностью 15 литров в
секунду. Ввиду отсутствия
места для размещения пожарных на
дрезине и сравнительно небольшой
радиус ее действия, пожарные стояли
на подножках снаружи дрезины,
держась за поручни. В
журналах 1930 года удалось найти
описание еще одной автодрезины,
изготовленной Северной
Судостроительной Верфью в
Ленинграде,
причем для этой цели, как обычно в те
годы, была использована рама от
старого грузовика и некоторые части
от старого автомобиля. Металлический
кузов автодрезины был образован
двумя баками для воды, вместимостью
1600 л каждый, симметрично
расположенными относительно средней
плоскости дрезины. Посредине
возвышалась кабинка для управления,
дающая шоферу хороший обзор, как при
переднем, так и при заднем ходе. В
кабинке были сосредоточены все
рычаги управления, как механизмом
движения, так и насосом. По краям
имелись закрытые помещения для двигателя,
насоса и пожарного оборудования. На
одном конце автодрезины
располагался автодвигатель,
мощностью около 35 л.с. На
противоположном конце рамы
установлен мощный коловратный насос,
производительностью 80 тонн воды в
час (1 300 л в мин.), при давлении 6—10 атм.
Основная
трудность постройки подобных
механизмов заключалась в том, что
подобные типы автодрезин строились
впервые, постройка велась из старого
материала, вторсырья, запчастей б/у.
В
конце тридцатых годов все же к этой
идее вернулись снова. И не стали
уповать на волшебство электрической
энергии, а пошли по совершенно
правильному и оправданному пути:
использованию однотипных
отечественных агрегатов серийной
автотехники. Пожарная автодрезина,
длиной 6 м, в качестве тягового мотора
имела двигатель внутреннего
сгорания «ЗИС», установленный
поперек рамы. Дополнительная коробка
передач, охлаждение
двигателя и обогрев насоса было
типовым для ЗИС-11.Этот же двигатель приводил в движение
самый, пожалуй, надежный
центробежный насос тех лет - «Д-20».
Кабина машиниста помещалась над
кузовом, давая возможность управлять
дрезиной во время движения в прямом и
обратном направлении. Команда
автодрезины состояла из 11 чел., из них:
3 чел. (включая машиниста) помещаются
в кабине и 8 чел. на двух сиденьях по 4
чел. на каждом. После
войны, оставив противопожарную
защиту железнодорожных магистралей
мощным пожарным поездам, пожарные
мотодрезины ушли на разветвленную
узкую колею торфопредприятий. Вот
где пригодились их высокие
маневренность и скорость.
Вначале серийный выпуск таких машин
наладил завод
имени Я.М.Свердлова в г. Горьком (Главторфмаш).
Первоначально, в 1950 году, была
освоена пожарная мотодрезина ПМД-1.
Но основным
изготовителем дрезин стал
Демиховский машиностроительный
завод. За период с 1958 года по 1970 год на
заводе было выпущено 297
пожарных мотодрезин.
Пожарная моторная дрезина ПМД-2
предназначалась для перевозки
личного состава пожарной команды и
средств пожаротушения по железным
дорогам колеи 750
мм.
Скорость ее движения была довольно
высокой- 50 км/ч. Кузов был открытого
типа. На платформе располагался
водяной бак емкостью 600 л, сиденья
расчета на восемь человек - по четыре
с каждой стороны, кронштейны для
лестницы, мотопомпы заборных и
выкидных рукавов, насос ПН-1200
с
приводом от двигателя дрезины. В
1963 году был
разработан проект и выпущен опытный
образец пожарной мотодрезины ПМД-3,
модель 52-058 (aото В. Миронова). В том же
году было развернуто ее серийное
производство. Пожарное оборудование
включало в себя: шестеренчатый
водяной насос НШН-600
производительностью 600 л/мин.
Отдельные экземпляры этой дрезины
сохранились в железнодорожных
музеях России. И
именно она участвовала в битве с пожарами
торфяников 1972
года. Эта
модель и стала бы последней точкой в
этой истории: заказы на подобную
технику поступать перестали и
производство к 1975
было свернуто полностью. Но
в конце 20-го века к идее вернулись
снова. Горьковская железная дорога
представила сразу несколько
разработок пожарных
средств на комбинированном ходу,
способных передвигаться как по
дороге, так и по рельсам на шасси ГАЗ-59402.
Они регулярно принимают участие в
выставках, но используются ли они в
практике – мне неизвестно.
Как
найти полную версию моей статьи по
данной теме?
|