Мотопомпа СМ-2 |
История
отечественных мотопомп берет свое
начало как и положено всему новому и
передовому - в Германии.
Первые появившиеся бензиновые
двигатели начинали устанавливаться
не на привод колес, а на привод насоса.
Еще в начале века было создано
довольно много моделей
бензомоторных труб, как называли
тогда мотопомпу. Но уже тогда суть их
многообразия сводилась к трем
позициям: легкие, средние и тяжелые.
Легкие переносились двумя пожарными,
средние транспортировались на
повозках, автомобилях, но к месту
пожара доставлялись как и положено -
руками. Мотопомпы тяжелого типа
буксировались к месту пожара
транспортным средством.
Первой попыткой механизировать
отечественное пожарное дело в
сельской местности можно считать
создание на ленинградском заводе
"Промет" переносных пожарных
мотопомп. Вес
мотопомпы в готовности составлял 145
кг Она была смонтирована на носилках
и могла переноситься или перевозиться
на любом транспорте. Она не отличаясь
принципиально от лучших образцов
Запада. До
войны выпускались также мотопомпы
сельского и промышленного типов. В
послевоенный период выпуску новых
пожарных мотопомп стало уделяться
большее внимание. В начале выпускали
переносные мотопомпы М-600 и прицепные
М-1200 (ММ-1200), а в конце 60-х годов был
освоен выпуск переносных мотопомп М-800
производительностью 800 л/мин и
прицепных мотопомп МП-1400
производительностью 1400 л/мин. Рост
производительности остановился
на 1600 л/мин. (модель МП-1600, 1970 год),
обеспечиваемых двигателем ЗМЗ-24-01
мощностью до 85 л.с.
Выпускались
мотопомы морского исполнения.
Вначале 70-х годов конструкторы
Ливенского завода противопожарного
оборудования разработал новую
пожарную переносную мотопомпу МП-800.
Она выгодно отличалась от
выпускавшейся до тех пор мотопомпы М-600
более совершенной компановкой узлов
и агрегатов выполненных из легких
сплавов с лучшими техническими
данными. Повышенные
эксплуатационные качества МП-800 по
сравнению с М-600 обусловлены прежде
всего использованием более мощного
(20 л.с.) двухцилиндрового двигателя.
Вместо пластинчатого вакуум-насоса
устанавливавшегося ранее, мотопомпа
МП-800 была оборудована газоструйным
вакуум-насосом).
С развалом СССР основные
производители мотопомп остались на
Украине. И количество мотопомп в
России резко пошло на убыль. Старые
ломались и списывались. Оставшиеся
сохраняли в основном для спортивных
целей. А импортные образцы очень
дороги, хотя по экономичности, по
производительности они оставили
далеко позади все отечественные
образцы. Преимущества применения
заставляют по-прежнему
комплектовать ими самую современную
пожарную и спасательную технику.
Они по-прежнему применяются при
тушении лесных пожаров, для
заполнения водяных емкостей
пожарных вертолетов,
приспособленной
сельскохозяйственной техники и
транспортных автоцистерн,
используемых для подачи воды к месту
пожара. Мотопомпы входят в комплект
оборудования пожарных поездов. |
Мотопомпа МЛАЗ-1Б |