В
начале 20-го века пассажирские и
грузовые железнодорожные перевозки
в России обрели массовый характер и
скоро стало ясно: в пути следования
поездам, особенно за пределами
населенных пунктов, на
организованную помощь в ликвидации
пожара в подвижном составе
рассчитывать не придется. Первые
паровозы работали на твердом топливе
и искрили, а из их топок выбрасывался
раскаленный шлак, а нормативов по
ширине полосы отвода от путей еще не
было.
В
1921 году в
соответствии с Постановлением
Совета Труда и Обороны на железных
дорогах в пределах 7 районов РСФСР,
объединявших по 5-6 губерний были
организованы пожарные поезда. Они
стояли на боевом расчете с 15 мая по 1
ноября 1921 г в Москве,
Бологое, Вологде, Смоленске, Курске
Самаре и Екатеринбурге.
Эти поезда были оборудованы
паровыми насосами, необходимым
пожарно-техническим вооружением и
инструментом. С этого момента
началась эпоха создания пожарных
поездов на железнодорожном
транспорте. Пожарный поезд того
времени имел на вооружении
паровуюмашину или мотопомпу, 2 бака
для воды общей емкостью 1500 ведер, 1000
метров пожарных рукавов, другое
вооружение.
Современные
пожарные поезда-техника
многофункционального назначения. В
качестве особых подразделений они
входят в состав ведомственной охраны
МПС России. На охране объектов и
подвижного состава железных дорог
России от пожаров сегодня состоят
-
специализированные
пожарные поезда 1-й категории
с повышенными тактико-техническими
возможностями, способные
предотвращать утечку и осуществлять
перекачку легковоспламеняющихся и
горючих жидкостей, выполнять задачи
по тушению пожаров и проведению
связанных с ними аварийно-спасательных
работ
-
пожарные
поезда 2 категории,
способные выполнять задачи по
тушению пожаров и участвовать в
ликвидации аварийных ситуаций
связанных с пожарами.
Каждый
из пожарных поездов указанных
категорий имеет на вооружении две
стационарные и одну переносную
мотопомпы переносную электростанцию,
до 1,5 км пожарных рукавов, от 5 до 10
тонн пенообразователя и 100-150 куб м
воды. На каждом обслуживаемом
пожарным поездом участке определены
пункты заправки его цистерн-водохранилищ
водой.
Для
забора воды из цистерн рабочего
парка каждый поезд оснащен
соответствующим прибором. Для
улучшения смачивающей способности
воды при тушении применяется
пенообразователь. Поэтому в пожарных
поездах имеются стволы пены средней
кратности или установка
комбинированного тушения пожара «Пурга».
В
боевом расчете большинства пожарных
поездов созданы звенья газоды-мозащитной
службы, на вооружение которых
поступили или поступают аппараты
сжатого воздуха, позволяющие
осуществлять тушение пожаров и проводить
аварийно-спасательные работы в зоне,
не пригодной для дыхания. Система
аварийной разгрузки (CAP) вагон-перекачивающей станции
пожарного поезда 1-й категории
позволяет перекачивать
нефтепродукты из поврежденной
цистерны в исправную, с учетом
вязкости нефтепродукта в течение 15-30
минут.
В
первом полугодии 2003 года пожарными
поездами совершено 924 выезда или 5
выездов в день.
|