|
Аэродромный
автомобиль мод. ПМЗ-15В
Середина 50-х годов.
Первая
серийная модель аэродромного
автомобиля в СССР. Рост
протяженности авиалиний и ввод в
эксплуатацию новых видов
авиационной техники очень остро
поставили вопрос о создании подобных
машин. Она заложила так широко
применяемую в СССР тенденцию -
приспособления базовой модели для
целевого использования. В этом
случае аналогом послужила ПМЗ-13. Они
похожи даже внешне, .несмотря на наличие
улекислотной установки
пожаротушения.
|
|
АА-40(157К)56А
Серийный выпуск с 1959 года.Прилукский
завод противопожарного оборудования.
Шли годы
и с заменой автоцистерн на новое
шасси была произведена модернизация
и аэродромных автомобилей. На
шасси ЗИл-157К на передней части рамы
установлена тяговая лебедка
усилием 4500 кг с приводм от двигателя
через коробку отбора мощности. Через
клиноременную передачу запитывался
электрогенератор для снабжения
электроэнргией дисковой пилы по
металлу. На борту имелось 2 установки
СЖБ-50 и 6 переносных огнетушиелей ОУБ-7.
из аврийно-спасательных средств на
автомобиле имелась электродисковая
пила И-153 и навбор специального
шанцевого инструмента. Имелась
стальная цистерна для воды с
обогревом трубчатыми обогревателями
от выхлопных газов двигателя. За 10180
руб. в ценах 1967 года.
|
|
АА-40(131)-139
Серийный
выпуск с 1969г. Прилукский завод
противопожарного оборудования.
Автомобиль
фактически повторял конструкцию АЦ-40(131)-137,
предназначался для пожарно-спасательной
службы и по действующей
классификации относился к стартовым.
Задача была проста - дежурство на
взлетно-посадочной полосе
аэродрома, подача первых стволов в
случае пожара на обеспечение
эвакуации пассажиров и экипажа,
сдерживание огня до прибытия
основных автомобилей тушения АА-60.
За счет уменьшения емкости цистерны
с водой, в передних отсеках кузова
разместили установку СБЖ-50 для
тушения бромэтиловым составом. Из
оборудования имелся специальный
ствол с возможностью подачи бром-этилового
состава внутрь обшивки,
бензомоторной дисковой пилы ПДС –
400. Для тушения разлитого топливом
"наездом" под передним бампером
АА-40 устанавливались пеногенераторы
ГПС-200. Автомобиль получился надежным.
Отдельные его экземпляры прослужили
почти по 20 лет (например, на фото
слева. ОГПС № 7, г. Жуковский. Год
выпуска 1982. Дата списания 2000).
|
|
АА-60(543) мод. 160
1973 год.
Прилукский завод.
Первая
модель основного аэродромного
автомобиля.
На
автомобиле размещалась цистерна
емкостью 11000л воды и бак для
пенообразователя на 800л. Наличие
бензомоторной дисковой пилы и
специального пожарного оборудования
позволяло тушить пожары
самолетов, вскрывая фюзеляж и
заклиненные двери. К сожалению
это оборудование быстро выходило из
строя. Для
постоянной готовности в зимних
условиях, в том числе для дежурства
на взлетно-посадочной полосе,
автомобиль был оборудован
электрообогревом с приводом от
электрогенератора для цистерны с
водой, бака для пенообразователя и
насосного отсека. Если
электричество отсутствовало,
имелся подогреватель, работающий
на жидком топливе. Сспециально
разработанный для автомобиля
насос имел производительность 60л/с.
Привод осуществлялся от
двигателя автомобиля. Имелся
лафетный ствол, управляемый
дистанционно.
|
|
АА-120 Chubbfire
1980 год. Великобритания.
Автомобиль,
который эксплуатировался в г.
Жуковский на объектах ЛИИиДБ им. М.М.Громова.
Купленный в канун московской
олимпиады он прослужил до 1991 года и
вышел из строя по неустановленной
неисправности трансмиссии.
Особенностью этого автомобиля
являлось отсутствие амортизационной
подвески, 8 тонная емкость для воды, 1т
пенообразователя. И резина,
типоразмер которой нашелся только в
Бразилии. Автомобиль впервые
показал советским водителям, что
такое панорамный обзор, сиденье с
газлифтом, изменяемое положение
рулевой колонки. Мощный
телеуправляемый(типа современного
джойстика) ствол на крыше и "кенгурятник"
перед бампером. После выхода из строя
наши специалисты обратились за
ремонтом в представительство
английской фирмы. Им вежливо было
указано, что подобная машина должна
служить 1,5 года :)))
|
|
АПС-70(7310)-197
Начало
80-х годов.
Автомобиль разработан на базе модели
160.01 и отличался от базовой модели
спасательным трапом. Трап был обшит
специальной огнезащитной тканью.
Разработка автомобиля велась как
специалистами Прилук, так и из Торжка.
Поэтому в прилуках он имел отдельный
свой индекс модели – 220.01.
Спасательные автомобили
оборудовались уникальным режущим
устройством, применяемым для
вскрытия фюзеляжа самолета и
спасательным оборудованием. Но
блестяще показав себя на учениях и
выставках, автомобиль так и не был
запущен в серию, по-видимому по
причине не надежности уникальной
конструкции и дороговизне подобной
техники.
|
|
АА-40(53213)-189
Еще одна
модификация стартового аэродромного
автомобиля АА-40. В качестве базового
шасси было использовано новое шасси
повышенной проходимости КАМАЗ-43105. На
переднем бампере впервые была
расположена установка тушения
пожаров на самолетах (УТПС).,
состоящая из генераторов ГПС-600 и
насадок НРТ, увеличивающих
дальность полета пены. Имелся
стационарный лафетный ствол. Емкость
цистерны для воды составляла 3950л, для
пенообразователя - 250 л . Цистерна для
воды была термоизолированная с
трубчатыми электронагревателями.
|
|
Автомобиль
комбинированного тушения AA-60(7310)-220.
1981г.
В
конструкцию автомобиля перед
цистерной с водой была добавлена
емкость для 2,2 т порошка, что
соответственно уменьшило запас
вывозимой воды на 2500л. Емкость для
пенообразователя не изменилась – 900л.
Над стационарным лафетным стволом
хорошо виден ствол порошкового
тушения. Для работы со стволами
имелась площадка с поручнями между
кабинами. Серийно выпускался с 1982 года.
|
|
Автомобиль
аэродромного тушенияAA-60(7310)160.01
После
модернизации 1978г.
На
привод насоса ПН-60 установили в
заднем отсеке автомобиля
двигатель ЗИЛ-375, работающий по нормам
на 92-м бензине. Был увеличен объем
цистерны до 12000 л. Отмечая надежность
автомобиля, водители шутили: "Ему бы
задвижки на насос из нержавейки и он
будет служить вечно...". Для работы с
задним двигателем и насосом ПН-60 в
состав боевого расчета специально был
включен моторист. Есть у них одна
особенность: машины выпущенные в
начале 80-х работают до сих пор, машины
конца 80-х уже списаны. Все это к
качеству последних советских
автомобилей. Вообще я люблю
этих добрых монстров... Не зная почему
:)))))
|
|
AA-60(7313)-220
Середина
90-х
годов.
После
еще одной модернизации, в конструкцию
автомобиля добавили трап мачту с
двумя стволами высотой 6 м.
Емкость цистерны для воды
составила 9500 л. Номер модели остался
старым, поменялось лишь базовое шасси
на более современную разработку
Минского завода.
Из плоскости аэродромного тушения
автомобиль переходил в плоскость
автомобиля универсального тушения. С
высокой мачтой и раздельной подачей
огнтушащих веществ он становился
пригоден для тушения различных
материалов и веществ. Мог применяться
для тушения штабелей леса,
резервуаров и эстакад с
нефтепродуктами, любых
объектов высотой до 6м.
|
|
Автомобиль
аэродромного тушенияя AA-7,2(4320)
Середина 90-х годов.
7,2 - 6600 л
воды и 600 л пенообразователя.
Автомобиль поступил на вооружение
нашего управления в 1997 году.
Относительно новое шасси Урал-4320,
установка "Пурга" - вот и все
новшества автомобиля. И сравнительно
высокая цена по 1997 году - почти 1 млн.
рублей. В декабре 1997 года было
организовано отдельное испытание.
Автомобиль должен был пройти по
снежной целине и потушить горящие
покрышки . Со всеми заданиями
автомобиль справился блестяще.
Установка "Пурга" 2 раза ломалась
по техническим причинам, но в тушении
она - высший класс. Суть ее работы в том,
что пена высокой кратности улетает
вдаль в обрамлении струй низкой
кратности. На автомобиле смонтирована
установка тушения пеной методом
"наезда".
|
|
AA-8-60(43118)
Конец 90-х годов.
Автомобиль
поступил на вооружение 45-й части
охраняющей ЛИИ и ДБ им. М.М. Громова г.
Жуковский в 1999 году и за время
эксплуатации показал себя достойной
заменой устаревших "Ураганов".
8-ми кубовая емкостьдля воды, насос ПН-60,
шасси повышенной проходимости КАМАЗ-43118
- вот главные преимущества данного
автомобиля. Довольно высокая скорость
по взлетно-посадочной полосе
делает его почти сооответствующем
требованиям ИКАО для стартового
автомобиля.
|
|
Современные
пожарные автомобили
Торжоксое ОАО"Пожтехника"
конец 90-х годов.
Выпускается
широкий спектр автомоибилей
аэродромного тушения, как стартовых,
так и основного тушения. Все они
выпускаются на шасси повышенной
проходимости. И если стартовые
выпускаются как правило на шасси
КАМАЗ с 5-ти и 8-ми кубовыми емкостями,
то автомобили основного тушения
выпускаются на шасси МЗКТ- 790912 (наследнике
МАЗ-7313) с насосом производитльностью 60
л/с. И с обязательным, хоть в 100 кг,
но запасом углекислоты.
|
|
|