Сайт о пожарной технике и не только

 

История пожарной техники. Век ХХ.

 

Краткий путеводитель по пожарному делу> Пожарная техника > Атомобили > Основные > Целевого применения > Аэродромные автомобили


Аэродромные пожарные автомобили
13 моделей

 

 

Аэродромный автомобиль мод. ПМЗ-15В
Середина 50-х годов.
Первая серийная модель аэродромного автомобиля в СССР. Рост протяженности авиалиний и ввод в эксплуатацию новых видов авиационной техники очень остро поставили вопрос о создании подобных машин. Она заложила так широко применяемую в СССР тенденцию - приспособления базовой модели для целевого использования. В этом случае аналогом послужила ПМЗ-13. Они похожи даже внешне, .несмотря на  наличие улекислотной установки пожаротушения.

 

 

АА-40(157К)56А
Серийный выпуск с 1959 года.Прилукский завод противопожарного оборудования.
Шли годы и с заменой автоцистерн на новое шасси была произведена модернизация и аэродромных автомобилей. На шасси ЗИл-157К на передней части рамы установлена тяговая лебедка  усилием 4500 кг с приводм от двигателя через коробку отбора мощности. Через клиноременную передачу запитывался электрогенератор для снабжения электроэнргией дисковой пилы по металлу. На борту имелось 2 установки СЖБ-50 и 6 переносных огнетушиелей ОУБ-7. из аврийно-спасательных средств на автомобиле имелась электродисковая пила И-153 и навбор специального шанцевого инструмента. Имелась стальная  цистерна для воды с обогревом трубчатыми обогревателями от выхлопных газов двигателя. За 10180 руб. в ценах 1967 года.

 

 

АА-40(131)-139
Серийный выпуск с 1969г. Прилукский завод противопожарного оборудования.
 Автомобиль фактически повторял конструкцию АЦ-40(131)-137, предназначался для пожарно-спасательной службы и по действующей классификации относился к стартовым. Задача была проста -  дежурство на взлетно-посадочной  полосе аэродрома, подача первых стволов в случае пожара на обеспечение эвакуации пассажиров и экипажа, сдерживание огня до прибытия основных автомобилей тушения АА-60.   За счет уменьшения емкости цистерны с водой, в передних отсеках кузова разместили установку СБЖ-50 для тушения бромэтиловым составом. Из оборудования имелся специальный ствол с возможностью подачи бром-этилового состава внутрь обшивки, бензомоторной дисковой пилы ПДС – 400.  Для тушения разлитого топливом "наездом" под передним бампером АА-40 устанавливались пеногенераторы ГПС-200. Автомобиль получился надежным. Отдельные его экземпляры прослужили почти по 20 лет (например, на фото слева. ОГПС № 7, г. Жуковский. Год выпуска 1982. Дата списания 2000).

АА-60(543) мод. 160
1973 год. Прилукский завод.
Первая модель основного аэродромного автомобиля.
На автомобиле размещалась цистерна емкостью 11000л воды и бак для пенообразователя на 800л.  Наличие бензомоторной дисковой пилы и специального пожарного оборудования позволяло  тушить пожары самолетов, вскрывая фюзеляж и заклиненные двери.  К сожалению это оборудование быстро выходило из строя. Для  постоянной готовности в зимних условиях, в том числе для дежурства на взлетно-посадочной полосе, автомобиль был оборудован электрообогревом с приводом от электрогенератора для цистерны с водой, бака для пенообразователя и насосного отсека.  Если электричество отсутствовало, имелся  подогреватель, работающий на жидком топливе. Сспециально разработанный для автомобиля  насос имел производительность 60л/с. Привод  осуществлялся от двигателя автомобиля. Имелся лафетный ствол, управляемый дистанционно.

 

 

 

АА-120 Chubbfire
1980 год. Великобритания.
Автомобиль, который эксплуатировался в г. Жуковский на объектах ЛИИиДБ им. М.М.Громова. Купленный в канун московской олимпиады он прослужил до 1991 года и вышел из строя по неустановленной неисправности трансмиссии. Особенностью этого автомобиля являлось отсутствие амортизационной подвески, 8 тонная емкость для воды, 1т пенообразователя. И резина, типоразмер которой нашелся только в Бразилии. Автомобиль впервые показал  советским водителям, что такое панорамный обзор, сиденье с газлифтом, изменяемое положение рулевой колонки. Мощный телеуправляемый(типа современного джойстика) ствол на крыше и "кенгурятник" перед бампером. После выхода из строя наши специалисты обратились за ремонтом в представительство английской фирмы. Им вежливо было указано, что подобная машина должна служить 1,5 года :)))

 

 

АПС-70(7310)-197
Начало 80-х годов.
Автомобиль разработан на базе модели 160.01 и отличался от базовой модели спасательным трапом. Трап был обшит специальной огнезащитной тканью. Разработка автомобиля велась как специалистами Прилук, так и из Торжка. Поэтому в прилуках он имел отдельный свой индекс  модели – 220.01.  Спасательные автомобили оборудовались уникальным режущим устройством, применяемым для вскрытия фюзеляжа самолета и  спасательным оборудованием. Но блестяще показав себя на учениях и выставках, автомобиль так и не был запущен в серию, по-видимому по причине не надежности уникальной конструкции и дороговизне подобной техники.

 

 

АА-40(53213)-189

Еще одна модификация стартового аэродромного автомобиля АА-40. В качестве базового шасси было использовано новое шасси повышенной проходимости КАМАЗ-43105. На переднем бампере впервые была расположена установка тушения пожаров на самолетах (УТПС)., состоящая из генераторов ГПС-600 и насадок НРТ,  увеличивающих дальность полета пены. Имелся стационарный лафетный ствол. Емкость цистерны для воды составляла 3950л, для пенообразователя - 250 л . Цистерна для воды была термоизолированная  с трубчатыми электронагревателями.

 

 

Автомобиль комбинированного тушения AA-60(7310)-220. 1981г.  
В конструкцию автомобиля перед цистерной с водой была добавлена  емкость для 2,2 т порошка, что соответственно уменьшило запас вывозимой воды на 2500л. Емкость для пенообразователя не изменилась – 900л. Над стационарным лафетным стволом хорошо виден ствол порошкового тушения. Для работы со стволами имелась площадка с поручнями между кабинами. Серийно выпускался с 1982 года.

 

 

Автомобиль аэродромного тушенияAA-60(7310)160.01
После модернизации 1978г. 
На привод насоса ПН-60  установили в заднем отсеке автомобиля  двигатель ЗИЛ-375, работающий по нормам на 92-м бензине. Был увеличен объем цистерны до 12000 л. Отмечая надежность автомобиля, водители шутили: "Ему бы задвижки на насос из нержавейки и он будет служить вечно...". Для работы с задним двигателем и насосом ПН-60 в состав боевого расчета специально был включен моторист. Есть у них одна особенность: машины выпущенные в начале 80-х работают до сих пор, машины конца 80-х уже списаны.  Все это к качеству последних советских автомобилей.  Вообще я люблю  этих добрых монстров... Не зная почему :)))))

 

 

AA-60(7313)-220
Середина 90-х годов.
После еще одной модернизации, в конструкцию автомобиля добавили трап мачту с двумя стволами  высотой  6 м. Емкость цистерны для воды  составила 9500 л. Номер модели остался старым, поменялось лишь базовое шасси на более современную разработку Минского завода. Из плоскости аэродромного тушения автомобиль переходил в плоскость автомобиля универсального тушения. С высокой мачтой и раздельной подачей огнтушащих веществ он становился пригоден для тушения различных материалов и веществ. Мог применяться для тушения штабелей леса, резервуаров и эстакад с нефтепродуктами,  любых объектов  высотой до 6м. 

 

 

 Автомобиль аэродромного тушенияя AA-7,2(4320)
Середина 90-х годов.
7,2 - 6600 л воды и 600 л пенообразователя. Автомобиль поступил на вооружение нашего управления в 1997 году. Относительно новое шасси Урал-4320, установка "Пурга" - вот и все новшества автомобиля. И сравнительно высокая цена  по 1997 году - почти 1 млн. рублей. В декабре 1997 года было организовано отдельное испытание. Автомобиль должен был пройти  по снежной целине и потушить горящие покрышки . Со всеми заданиями автомобиль справился блестяще. Установка "Пурга" 2 раза ломалась по техническим причинам, но в тушении она - высший класс. Суть ее работы в том, что пена высокой кратности улетает вдаль в обрамлении струй низкой кратности. На автомобиле смонтирована установка  тушения пеной методом "наезда". 

 

 

AA-8-60(43118)
Конец 90-х годов.
Автомобиль поступил на вооружение 45-й части охраняющей ЛИИ и ДБ им. М.М. Громова г. Жуковский в 1999 году и за время эксплуатации показал себя достойной заменой  устаревших "Ураганов". 8-ми кубовая емкостьдля воды, насос ПН-60, шасси повышенной проходимости КАМАЗ-43118 - вот главные преимущества данного автомобиля. Довольно высокая скорость по взлетно-посадочной полосе  делает его почти сооответствующем требованиям ИКАО для стартового автомобиля.
Современные пожарные автомобили
Торжоксое ОАО"Пожтехника"  конец 90-х годов.
Выпускается широкий спектр автомоибилей аэродромного тушения, как стартовых, так и основного тушения. Все они выпускаются на шасси повышенной проходимости. И если стартовые выпускаются как правило на шасси КАМАЗ с 5-ти и 8-ми кубовыми емкостями, то автомобили основного  тушения выпускаются на шасси МЗКТ- 790912 (наследнике МАЗ-7313) с насосом производитльностью 60 л/с. И с обязательным, хоть в 100 кг, но  запасом углекислоты.
 
Вернуться

на Основные-
целевого прим.

27.02.04

   
 
Hosted by uCoz